Французские Альпы

Всегда хотела узнать, почему снег в горах пахнет арбузом… Режешь его, и появляется опьяняющий запах. «Молодость. Свежий снег и спелый арбуз пахнут молодостью, – уточняет инструктор. — Это выходки каких-то химических веществ в нашем организме». Луна на небе, звезды сияют, на горизонте – неправдоподобно белая вершина Монблана, вокруг – хрустящий снег, пахнущий астраханскими арбузами. И тишина.

Французские Альпы


Гуляем по полусонным улицам Шамони. Этот маленький городок разместился в узкой долине реки Арв на высоте 1200 метров. Если смотреть на карту, где-то недалеко граница Франции со Швейцарией и Италией. Но в действительности найти ее невозможно: вокруг – сплошная Шенгенская зона.

«Наши Альпы никогда не были плотно заселены, как соседние итальянские или швейцарские. Французам здесь вполне хватало земли, поэтому потребность прокормиться не вынуждала крестьян карабкаться в горы – они в низинах, – говорит инструктор. – Только летом на альпийских лугах появлялись люди: выпасали скот, а зимой высокогорье становилось безлюдным. Сегодня в Шамони коровы не встретишь, разве что кто-то держит для колорита».

Французские Альпы уже трижды принимали Олимпийские игры. И хотя первая в истории зимняя Олимпиада состоялась в 1924 году именно здесь, в Шамони, горнолыжный бум начался только в середине прошлого столетия. Он изменил все и кардинально: от ландшафта до цен, от качества туристической инфраструктуры до перечня приоритетных профессий аборигенов. Но сначала лыжный отдых вошел в жизнь самих французов – где-то между теннисом, гольфом и верховой ездой. В дальнейшем местные горы и долины заполонил средний европейский и американский класс. Впоследствии во французские Альпы рванули денежные сливки общества: монаршие семьи, нувориши, поп-звезды, авантюристы.

Вот он – край гигантского ледового языка, а на нем в самом разгаре какой-то снежный праздник. И ничего, что уже ночь. Десятки прожекторов освещают снежный парк аттракционов. Ледяные скульптуры монстров высотой в пять метров, лабиринт в цельной ледяной глыбе, а рядом – каток и танцпол. Горы со сногсшибательными трамплинами и трассами для бобслея, сноуборда и обычных саней. На высоченной стене расцветают голограммы тропических цветов и загораются космические созвездия. Неожиданно и бесшумно разноцветным искусственным снегом выстреливает огромная ледяная пушка. Людей немного, однако, они подозрительно веселые: с обеих сторон спусков, вокруг катка – везде – бары и ресторанчики. После бокала охлажденного шампанского мы все вместе рискнули воспользоваться бассейном-джакузи. В нем теплая термальная вода, тишина, покой.

Кажется мне, что здесь собираются такие, как мы – неофиты, которым стыдно при свете дня демонстрировать свое неумение кататься на лыжах. А настоящие мастера, наверное, сейчас мирно сопят в теплых постелях, готовясь преодолеть один из самых длинных в мире 22-километровый спуск по легендарной долине Бланш или же покорить зимний Монблан.

Утром мы взяли такси до Монбланского тоннеля. Одиннадцать с половиной километров сквозь толщу горы, и уже на итальянской стороне в городке Курмайе. Часа два мы катались на санях, замерзли, проголодались, поэтому неаполитанская пицца стала как находка. Настоящая: с томатами, анчоусами, моцареллой, пармезаном, оливковым маслом, орегано и базиликом. В Шамони возвращались по канатной дороге. От Курмайе подвесная дорога тянется вверх до вершины Эгюй дю Меди, над долиной Бланш и ледником Жеан. Пропасти, леса, водопады, маленькие речушки. Тишина. Застывшее снежное королевство, и только цветные точки лыжников – кто в одиночку, а кто и группами – мчатся вдалеке.

Если район Лэ Труа Вале (Три Долины) считают престижным, статусным, элитным, роскошным, дорогим, фешенебельным, то, вспоминая о Куршевель – один из курортов этого региона, – к этим громким эпитетам добавляют слово «скандальный». И действительно, что только не писали об этом городке: его название стало синонимом сладкой жизни толстосумов. В действительности же если олигархи где-то и развлекаются, то за высокими заборами своих дворцов. А может, мы просто не в том Куршевели побывали? Потому что он состоит из четырех поселков на четырех уровнях: 1300, 1500, 1650 и 1850 метров. Возник этот город не из альпийских селений, как это бывает обычно, а с нуля, по специальному проекту. Правда, один старый альпийский дом был: оставили для истории.

Знатоки и ценители горнолыжного спорта утверждают, что здесь прекрасный выбор спусков, идеально утрамбованные склоны, экскурсовода или инструктора, предложат со знанием любого языка. Кроме подъемников есть еще и лифты, которые поднимут на любую воспетую в мечтах возвышенность, а к тому же – изысканная кухня, первоклассное обслуживание и огромная палитра дневных и вечерних развлечений. Конечно цены соответствующие – они, как и эти горы, заоблачные. Все это так, и для рядового туриста везде дорого. Однако сэкономить есть возможность и здесь, в Альпах.

Вот, например, лыжные абонементы. Во Франции их можно приобрести на любой срок, даже на полдня, можно и на отдельную долину. Есть специальные тарифы для пожилых людей, школьников, студентов, семейные и групповые скидки. Дети до пяти лет и граждане старшие 72-х вообще получают бесплатные абонементы. Поэтому не спешите, выясните сами, но все же лучше, если вам помогут местные. Обычно, хозяева отелей имеют еще дополнительные преференции для своих гостей.

Нам посчастливилось: абонемент, который любезно нам предложили в отеле, стоил почти вдвое дешевле. Там же мы взяли напрокат и снаряжение: тоже экономия. Хотя, конечно, аренду лыж и сноуборда можно оформить почти во всех спортивных магазинах. Консультанты подберут все в зависимости от комплекции и уровня вашего мастерства. Везде при магазинах есть мастерские, где подгонят спортивное снаряжение.

Снег во французских Альпах появляется где-то в конце ноября и держится до середины мая. Высота снежного покрова в зависимости от местности колеблется от 70 сантиметров до четырех метров. В бесснежные зимы прихоти природы преодолевают, засыпая трассы искусственным снегом. Температура ниже -10°C здесь бывает редко, а солнце даже в морозные дни так припекает, что за неделю можно загореть лучше, чем летом на пляже.

Кто загорает на солнышке, кто взглядом оценивает экипировку модников, кто осваивает все более сложные трассы, а мы, насмотревшись на умопомрачительные пейзажи и немного очумев от курортных развлечений, все-таки стали на горные лыжи. Подъем – спуск, подъем – спуск, а между ними: падение, мышцы болят так, что без снотворного и не заснуть. А стыдно как! Кажется, вся детвора, которая учится рядом кататься, собралась, чтобы наблюдать этот цирк. Чувствуешь себя школьником-второгодником. Но, наконец, где-то на третий день – первый спуск без падения. А за ним – второй, двадцатый. И хотя гора невысокая, учебная, и инструктор в знак наших успехов устраивает экскурсию к знаменитому картезианскому монастырю Гран Шартрез, который, кроме святости своих монахов, приобрел всемирную славу благодаря одному из самых старых ликеров мира. Зеленый, желтый, белый. Только что начали пробовать, – вдруг принесли здоровенный арбуз. И знакомо запахло снегом.

Дата размещения: 2-11-2019, 08:21
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.