Эдвард Нортон. Великолепный

По иронии судьбы, биографии практически всех голливудских звезд весьма драматичны сами по себе, но в массе своей скучны и однообразны. Перелистывание страниц глянцевых журналов, посвященных очередному экранному небожителю, напоминает пресловутый День сурка: одна и та же бесконечно повторяющаяся история о несчастливом детстве, ссорах родителей, побегах от действительности в дешевый кинотеатр по соседству и благоговейном озарении: «Вот чем я буду заниматься, когда вырасту!».

Эдвард Нортон. Великолепный


Меняются только имена, города и время действия. Поэтому рассказ об Эдварде Нортоне, заметно выбивающемся из этого унылого ряда, хочется начать как-то нестандартно. Например, с 1995 года. Весь офис Paramount Pictures стоял на ушах: еще не добравшись до съемочной площадки, новый проект студии, «Первобытный страх», уже выходил за грань окупаемости. На скромный детективный триллер по роману Уильяма Дила продюсеры не предполагали тратить большие деньги, самой крупной статьей расхода был гонорар Ричарда Гира. Казавшийся рутинным процесс подбора исполнителя на вторую главную роль непростительно затянулся. Кастинговый департамент бился в припадке бессилия: перед ассистентами режиссера побывало уже пол-Голливуда - от дерзких дебютантов до восходящих молодежных звезд, - однако попадания в образ не показал никто. Режиссер Грегори Хоблит ходил мрачнее тучи, Гир, связанный сторонними контрактными обязательствами, рвал и метал, обещая в скором времени оставить проект, но никого мало-мальски подходящего на пороге студии по-прежнему не было. Не произвел впечатления на кастингового агента и очередной долговязый парень, возникший в дверях кабинета.

Эдвард Нортон. Великолепный


Запинаясь, бледнея и путая слова, он заявил, что хотел бы попробоваться на роль, имея за плечами лишь театральный опыт. Да, очередной претендент очень кстати говорил с акцентом восточного Кентукки, откуда родом был персонаж фильма, но вряд ли зритель поверил бы в то, что такой мямля может однажды решиться на убийство. Вздохнув и начав привычную тираду «Все это очень мило, но вы нам не подходите...», представительница агентства осеклась на полуслове. Стоявший перед ней неудачник куда-то испарился, уступив место побагровевшему от гнева человеку. Перегнувшись через стол и выбив у нее из рук бумаги, он, брызжа слюной, угрожал свернуть ей шею, если она только посмеет не дать ему роль. В неистовстве странный посетитель швырял мелкие предметы, переворачивал стулья и вообще вел себя так, как будто только что сбежал из палаты для буйных больных. А мгновение спустя осатаневшего психа снова сменил добродушный флегматик, вежливо поинтересовавшийся, подходит ли он для фильма. Весть о феноменальных пробах, показанных Нортоном, мгновенно облетела Голливуд. Пленка с его выступлением ходила по рукам режиссеров и продюсеров, и еще до премьеры «Первобытного страха» Эдвард успел стать в некотором роде знаменитостью, заполучить которую в свой проект хотела каждая студия. Однако Нортон не собирался распыляться, внимательно читая все присылаемые ему сценарии и выбирая из них только лучшие. О многообразии предложенных ему рукописей можно только догадываться, учитывая, что, не дожидаясь выхода картины Хоблита на экраны, сразу два мэтра сделали дебютанту предложения, от которых невозможно отказаться. Первым была небольшая роль в мюзикле Вуди Аллена «Все говорят, что я люблю тебя», где молодому актеру довелось блеснуть не только драматическим, но и вокальным дарованием. Вторым стало участие в провокационной постановке Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта». Последней прибавляла остроты как сама трактовка значимости порномагната Флинта в новейшей истории США, так и участие в ленте вдовы Курта Кобейна Кортни Лав, плотно сидевшей на наркотиках и вообще уступавшей в скандалезное только Мадонне. Неизвестно, как отреагировала бы публика на картину, появись она на десять лет раньше, но в период падения табу, в годы, предшествовавшие расцвету политкорректное, постановка была принята критиками «на ура». В результате, в оскаровской гонке 24 марта 1997 года соревновались сразу два фильма с участием Эдварда Нортона: за роль в «Первобытном страхе» он был номинирован в категории «Лучшая мужская роль второго плана» (в тот раз статуэтка оказалась на каминной полке Кьюбы «Покажи-мне-деньги» Гудинга-мл.), а от «Ларри Флинта» выдвигались Вуди Харрельсон и Милош Форман. Разумеется, столь яркому дебюту предшествовали отнюдь не праздное времяпрепровождение на фешенебельных курортах, но и не хроническое недосыпание и недоедание в попытке обеспечить семью. Родословная Эдварда Нортона имела неплохие корни.

Эдвард Нортон. Великолепный


Его дед, архитектор Джеймс Роуз, сколотил состояние, прослыв «отцом супермаркетов»: большая часть зданий бесчисленных моллов спроектирована по его чертежам. Обеспечив родных, Роуз основал компанию The Enterprise Foundation, занимавшуюся жильем для семей с низким уровнем дохода. Отец работал федеральным обвинителем при администрации Джимми Картера, а мать была преподавателем английского языка. Родившийся в 1969 году Эдвард был, под стать отцу и деду, не по годам серьезным и рассудительным ребенком, а любовь к лицедейству ему совершенно случайно привила одна из его нянь. Мальчику было немногим более пяти лет, когда он впервые попал в театр: его тогдашняя гувернантка играла в мюзикле «Если бы я была принцессой», она-то и привела его на представление. Карапуз открыв рот смотрел на сцену и по окончании спектакля твердо решил стать актером. Стоит заметить, что с объектом вдохновения ему действительно повезло. Няню звали Бэтси Тру, и несколько лет спустя она сделала отличную театральную карьеру, добравшись до самого Бродвея, где играла Козетту в мюзикле «Отверженные». Родители с пониманием отнеслись к увлечению своего чада и отдали его в драмкружок, где он приводил в замешательство преподавателей, в столь юном возрасте интересуясь сверхзадачами пьес и мотивациями героев. Профессиональный дебют на сцене состоялся в 1977 году, когда Эдварду было восемь лет. Он сыграл одну из ролей в мюзикле «Энни, доставай свой пистолет» в Toby's Dinner Theater. He оставил он свое увлечение и обучаясь в Йеле, где участвовал в десятках самодеятельных постановок. Но после выпускного вечера юноше все же пришлось пойти по стопам деда и занять пост в семейной компании. Решив преподать ему урок самостоятельности, родственники решили, что Нортону было бы неплохо перебраться в Японию, где недавно открылось отделение Enterprise Foundation. Однако сердцу не прикажешь, и, вопреки воле отца, несостоявшийся яппи бросил работу и переехал в начале 90-х в Нью-Йорк. Если Лос-Анджелес считается киностолицей, то Нью-Йорк - столицей театрального мира. Перспективы, открывшиеся перед Эдвардом, были заманчивы и туманны одновременно. Вывески на каждом углу зазывали в школы драматического мастерства, и угадать среди десятков шарлатанов и ремесленников средней руки настоящего педагога было не просто. Нортону повезло попасть в студию Терри Шрайбера, довольно известного во внебродвейских кругах актера. Мастер передал талантливому новичку все свои знания и умения. Театральная критика восхищалась молодым дарованием, не скупясь на похвалу. После блестящего исполнения главной роли в «Библии бурлеска» ему не составило особого труда попасть в труппу Signature Theatre Company, ставившую «Фрагменты» - новую пьесу Эдварда Элби, автора «Кто боится Вирджинии Вульср?». Сам Элби, присутствовавший на репетициях, был так восхищен игрой молодого актера, что в каждом интервью пространно рассуждал о его экстраординарном таланте. Прославившись в театральных кругах, Нортон услышал о поисках студией Paramount актера на роль церковного служки в «Первобытный страх». Несмотря на избирательность и явное желание работать только с большими режиссерами, Эдвард все же отказался от приглашения Спилберга в «Спасение рядового Райана», уступив роль своему партнеру по «Шулерам» Мэтту Деймону. Тремя годами ранее Нортон обошел его в гонке за «Первобытным страхом» и теперь отдал долг. А может, ничем не примечательная роль, пусть и в фильме такого мастера, не показалась ему стоящей другого проекта - «Американской истории Икс», придавшей имени Нортона срлер культовое™. Для образа супермачиста Дерека Виньярда он обрил голову, отпустил бородку и усы и набрал солидную мышечную массу. Его изображение с огромной татуированной свастикой на груди вмиг стало безошибочно узнаваемым, а жутковатая слава эпизода «Зубы на тротуар!» не померкла до сих пор. Американская Киноакадемия второй раз выдвинула актера на «Оскар», на этот раз в категории «Лучшая мужская роль», но статуэтка ушла к Роберто Бениньи. Между тем режиссер фильма Тони Кей устроил в прессе скандал, обвинив Нортона и студию в самовольном перемонтаже картины. Но поклонникам Эдварда это было глубоко безразлично, все с замиранием сердца ждали его следующей работы, которой стала экранизация романа Чака Паланика «Бойцовский клуб». Прошло всего несколько месяцев после премьеры «Американской истории Икс», а в Нортоне уже ничто не выдавало былой физической формы. Мастерски перевоплотившись в Джека, он идеально сумел передать дух культового романа, переплюнув в кадре даже Брэда Питта, расставшегося ради своего персонажа с идеальной голливудской улыбкой. Еще год спустя Эдвард вновь удивил всех, представ после таких «зубодробительных» ролей в образе скромного священника в трагикомедии «Сохраняя веру». Ею же он дебютировал в режиссуре, показав себя добротным середнячком. К слову, сидеть в кресле постановщика ему понравилось -в мае 2005-го он объявил, что снимет еще один фильм, «Осиротевший Бруклин». Появившийся в 2001-м «Медвежатник», как и «Сохраняя веру», не стал событием в мире кино, но все критики единодушно отметили трио Марлона Брандо, Роберта Де Ниро и Эдварда Нортона, подчеркнув, что это единичный случай, когда в одном кадре собираются три лучших представителя своих поколений. Для Нортона это было очередное признание его несомненного мастерства и... последняя действительно выдающаяся работа. После «Медвежатника» он снялся еще в девяти картинах, но половину из них смело мог бы проигнорировать: «Убить Смучи» Дэнни де Вито, «Красного дракона» Брэтта Ратнера, «Ограбление по-итальянски» Ф. Гари Грэя и «Царство небесное» Ридли Скотта. Большая часть из них -коммерческие однодневки, и мотивы, побуждавшие Нортона давать согласие на съемки, увы, не поддаются объяснению. Впрочем, это не повод ставить крест на актере, чьей кинокарьере в этом году будет всего десять лет. Впереди новые проекты, включая выходящие в 2006-м романтическую драму «Это случилось в долине» и фантазию «Иллюзионист». И можно, ничем особенно не рискуя, биться об заклад, что не сегодня-завтра «юбиляр» обязательно снова удивит всех нас.

Эдвард Нортон. Великолепный


ФИЛЬМЫ С УЧАСТИЕМ ЭДВАРДА НОРТОНА
Первобытный страх
Primal Fear, 1996 Режиссер Грегори Хобпит
Сильный и неоднозначный, но явно недооцененный психологический триллер, в котором Ричард Гир играет адвоката, взявшегося защищать служку (Эдвард Нортон), обвиненного в убийстве священника. Да, картина во многом перекликается с появившимися годом раньше «Обычными подозреваемыми», а Гир смотрится довольно блекло, но по части увлекательности «Первобытный страх» приближается к лучшим образцам жанра. Что касается игры Эдварда Нортона, то к ней напрашивается эпитет «высокопрофессиональная» - персонаж ему достался непростой, но актер с блеском справился с задачей.
Народ против Ларри Флинта
People Vs. Larry Flynt, 1996 Режиссер Мипош Форман
Безусловно, в первую очередь «Народ против Ларри Флинта»-бенефис Вуди Харрельсона, блистательно вжившегося в образ знаменитого порномагната. Разумеется, во вторую очередь это фильм Кортни Лав, с большим знанием дела изобразившей его многострадальную жену. И только в третью, а то и в четвертую очередь можно вспомнить об Эдварде Нортоне, который сыграл здесь адвоката Флинта Алана Айзекмана, всецело поддерживающего право своего босса заниматься в свободной стране чем угодно. Сыграл тонко, умело, исчерпывающе, и, - хотя у него здесь не особенно выгодный образ, - как часть отличного актерского состава, создавшего замечательное кино, он незаменим.
Все говорят, что я люблю тебя
Everyone Says I Love You, 1996 Режиссер Вуди Аллен
Когда два номера назад мы писали о Натали Портман, то признали, что в этом мюзикле Вуди Аллена она была нужна исключительно для пущей «звезд-ности». Такая же ситуация и с Эдвардом Нортоном, хотя у него здесь более значительная роль, чем у Портман - он играет жениха героини Дрю Бэрримор, которому приходится отойти на второй план с появлением бывшего зэка Тима Рота. Определенно, посмотреть на поющего и танцующего Нортона любопытно, и в роли насквозь «правильного» зануды он весьма обаятелен, но, похоже, самому актеру эта работа была не очень-то интересна. Во всем мире лента выходила в «леттербоксе», однако в России и некоторых европейских странах ее можно найти с анаморфированием.
Шулера
Rounders, 1998 Режиссер Джон Даль
Актерские работы, любопытные карточные сцены, классные диалоги, интересные персонажи (один Джон Малкович в роли русского игрока в трениках чего стоит!) и, самое главное, верность классическим традициям жанра - фильм у Джона Даля « получился очень цельный, выверенный, крепкий.
Американская история Икс»
American History X, 1998 Режиссер Тони Кей
Можно сколько угодно спорить о том, что же акое «Американская история Икс» - тонкая драма об искуплении грехов и примирении с самим собой или же насквозь фальшивая и манипулятивная политкорректная «агитка», предостерегающая молодежь от вступления в ряды «скинов», но одно неоспоримо: в этой картине Нортон сыграл одну из лучших (если не лучшую) своих ролей. Если бы не его мощная, нюансированная игра, благодаря которой современный нацист Дерек Виньярд оказался такой неоднозначной и сложной фигурой, фильм не вызвал бы такого резонанса. То, что в 1999 году «Оскара» за лучшую мужскую роль получил Роберто Бениньи за трагикомедию «Жизнь прекрасна», а не номинированный на эту же награду Нортон, было огромной несправедливостью,сравнимой с ежегодными издевательствами киноакадемиков над Мартином Скорсезе.
Бойцовский клуб
Fight Club, 1999 Режиссер Дэвид Финчер
Как бы там ни было, фильм определенно хороший - безупречный визуальный ряд поддерживается стильным саунд>треком, великолепными диалогами и шикарными актерскими работами Брэда Питта и Нортона. Причем, что интересно, последний, даже несмотря на то, что персонаж ему достался куда более бледный, чем Тайлер Дарден у Питта, смог не потеряться на фоне своего более известного партнера по площадке.
Сохраняя веру
Keeping the Faith, 2000 Режиссер Эдвард Нортон
Если меня попросят назвать самую вопиющую вселенскую несправедливость в масштабах кино, то это будет судьба режиссерского дебюта Нортона - замечательной романтической комедии «Сохраняя веру». Что особенного в том, что главными героями здесь являются священнослужители (католический пастор и раввин), и кому мешает, что ведущие актеры (сам Нортон и Бен Стиплер) не тянут на привычных голливудских героев-любовников, а главную женскую роль играет малорас-крученная (еще одна вселенская несправедливость) Джен-на Эльфман? - но ведь при всем этом смешно, тонко, проникновенно, без фальши! Нет, лента не провалилась в прокате, но определенно заслужила более теплого приема, чем о том свидетельствуют собранные ею 37 миллионов долларов. Замечательное и остроумное «кино для свиданий», после которого вы не будете чувствовать, что вас два часа продержали за идиотов.
Медвежатник
The Score, 2001 Режиссер Фрэнк Оз
Динамичный «черный» триллер о двух ловких грабителях, решивших обчистить. Монреальскую таможню на предмет дорогостоящего скипетра. Как полагается, один из воров молодой и горячий (Нортон, кто же еще?), второй - убеленный сединами и «слишком старый для этого дерьма» (это уже Роберт Де Ниро). Первый уверен, что сможет легко обойти своего учителя, когда понадобится это сделать, но второй готов к такому повороту событий. Как лучшие образчики жанра «кино про грабителей», «Медвежатник» цепляет интригой и богато проработанными персонажами, пусть и не предлагает искушенному зрителю ровным счетом ничего нового. В конце концов, отличное развлечение на вечер - это вам тоже не баран чихнул!
Убить Смучи
Death to Smoochy, 2002 Режиссер Дэнни де Вито
Густо-черная сатира об уволенном ведущем детской программы (Робин Уильяме), пришедшем ему на смену «конкуренте» (Эдвард Нортон), за благообразным обликом которого скрывается настоящая акула бизнеса, и жестоких нравах, царящих на телевидении. Местами смешно, иногда жестко, но большей частью - ни рыба ни мясо: «кусаться» слишком уж сильно режиссер Дэнни де Вито себе не позволяет, а «обычного» юмора в картине не так чтобы очень уж много. Уильяме и Нортон старательно «зажигают», но в памяти «Убить Смучи» все равно не задерживается совершенно - через полчаса после окончания фильма вы его уже забудете.
Фрида
Frida, 2002 Режиссер Джупи Тэй мор
Обласканный критикой и сполна искупавшийся в наградах фестивалей биопик, рассказывающий о мексиканской художнице Фриде Кало (Сальма Хайек) - ее жизни, творчестве, любви и смерти. Безусловно, это не то кино, которое смотрят после длинного трудового дня, чтобы развеяться, но определенно мощная и глубокая работа, блестяще раскрывающая образ Фриды. В деталях фильм не идеален и иногда чересчур прямолинеен, но прекрасная актерская игра (Хайек просто бесподобна!) и страстная режиссура заставляют закрыть на это глаза. У Нортона во «Фриде» роль второстепенная и не особенно большая по экранному времени, но, безусловно, значительная - он сыграл знаменитого миллионера Нельсона Рокфеллера.
Красный дракон
Red Dragon, 2002 Режиссер Бретт Ратнер
Сложно сказать, стоило ли ради сомнительного единства лекте-ровской трилогии повторно экранизировать первый роман Харриса, практически безупречно адаптированный для кино в 1986 году Майклом Манном под названием «Охотник на людей». . Тягаться с Манном вообще трудно, а Бретт Ратнер справился с этой задачей на трояк с минусом. «Красный дракон» покажется увлекательным тем, кто не смотрел оригинал, но в сравнении все «хвосты» выползают . на поверхность, как черви после дождя. Особенно слабы собственно режиссура Ратнера, в которой не чувствуется увлечения,
энергии, драйва, и, как ни странно, центральные актерские работы, а именно: Эдварда Нортона в роли детектива Уилла Грэма (актер не то чтобы плохо играет, а просто делает это очень безжизненно) и бессменного Энтони Хопкинса, уже явно подуставшего от своего Ганнибала Пектера. Рэйф Файнс в роли Зубной Феи, а также Харви Кейтел, Эмили Уотсон и Филип Сеймур Хосрср-ман на заднем плане несколько оживляют картинку, но это определенно не тот ремейк, который мог бы заставить нас забыть об оригинале.
25-й час
25th Hour, 2002 Режиссер СпайкПи
Неожиданно сильная драма, главный герой которой - наркоторговец Монти Броган в исполнении Эдварда Нортона - через 24 часа должен отправиться за решетку, где проведет семь лет. Оставшееся время Монти проводит во встречах с друзьями и копании в себе - ему необходимо понять, что делать и как жить дальше. Фильм нетороплив, но, в конечном итоге, этот черепаший темп понимаешь и полностью принимаешь - во многом благодаря этому вялому, «кисельному» настроению «25-й час» и производит столь мощное впечатление. Если идти дальше, именно атмосфера отчаяния и безысходности - самая сильная сторона ленты.
Ограбление по-итальянски
The Italian Job, 2003 Режиссер Ф.Гэри Грэй
Вот что значит профессионализм! Несмотря на дикое нежелание Эдварда Нортона иметь что-то общее с этим ремей-ком классического английского боевика 60-х, он отыграл так, что его персонаж - беспринципный злодей Стив - получился, пожалуй, самым ярким героем ленты. В масштабах всего фильма это не комплимент, но по меркам своего жанра «Ограбление по-итальянски» неплох. Это в меру закрученный и не слишком глупый криминальный боевик о группе грабителей (в которую входят Марк Уолберг, Шарлиз Терон, Мое Деф, Джейсон Стэтем и Сет Грин), придумавших хитрый план, как им «кинуть» мерзавца, ранее «кинувшего» их. Местами, правда, картина смотрится как бюджетный вариант «11 друзей Оушена», но свою долю зрительского внимания фильм все же заслужил - вот-вот появится сиквел, в котором Нортона уже, понятное дело, не будет.
Царство небесное
Kingdom of Heaven, 2005 Режиссер Ридпи Скотт
Последние фильмы Ридли Скотта встречают крайне неоднозначный прием, не стало исключением и «Царство небесное», в целом хорошо оцененное критиками, но не захватившее простых зрителей - невысокие кассовые сборы режиссера наверняка расстроили. Определиться в своем отношении к ленте мне трудно - с одной стороны, это весьма впечатляющий эпик, пронизанный «юношеской» романтикой. С другой - фильм надуманный и неровный, а актерские работы вдохновляют мало (по крайней мере, Орландо Блум в главной роли и Ева Грин в роли его возлюбленной - бледноваты). Что касается героя нашей статьи, то Эдвард Нортон сыграл в ленте короля Болдуина, скрывающего обезображенное лицо под маской - понятно, развернуться в таких рамках непросто. Талант Ридли Скотта вылепливать масштабные полотна никуда не делся, но в данном случае глаз то и дело цепляется за неудачные детали.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас