Ольга Будина. Не хотела быть актрисой

Я никогда не хотела быть актрисой. Но однажды случайно шла мимо Щукинского училища. Мне понравилось это место. Я поддалась своей интуиции и поняла, что должна быть именно там.

Ольга Будина. Не хотела быть актрисой


Ольга, с какого возраста вы помните себя?
С довольно раннего. Я еще не очень хорошо ходила. Помню, копошилась на лугу, ползала среди полевых цветов. Потом меня окликнула какая-то женщина. Я посмотрела на нее и абсолютно отчетливо поняла: это моя мама, и она очень красивая! Мама стояла на фоне солнца, ее волосы светились. И мне показалось это необычайно прекрасным. Каким вы были ребенком? Очень активным и самостоятельным. Уже в год мама отдала меня в детские ясли. Сейчас моему сыну Науму четыре с половиной года. И он только-только стал ходить в детский сад. Я не представляю, как у мамы хватило духу отдать меня. Но у нее не было выбора, ей нужно было работать.
В детских компаниях вы были заводилой?
Никогда. Просто если в моей голове рождалась некая идея, я осуществляла ее. А просто так кого-то заводить мне было неинтересно. Но ради идеи можно не болеть, не спать, преодолевать всяческие лишения. Это потрясающая энергетическая сила, по крайней мере, для меня. Силу идеи можно сравнить разве что с силой любви. Когда мы любим, у нас невероятное количество сил. Ради любимого человека мы можем горы свернуть.
Значит, вы верите в любовь?
Ну конечно, а иначе как же Земля еще вертится? Ничего не происходит на нашей планете без любви. Сохранять, беречь ее мы разучились, вот и мучаемся вопросом: «А может быть, и не существует любви вовсе, раз нет ее рядом с нами?» Очень эгоистичны стали, все нам на блюдечке подавай. И положение в обществе самое выгодное, и контракты самые успешные. Иначе вроде как и не котируются люди, живущие в социуме. А любовь где-то в стороне остается. Да только без любви мы не выживем. Однажды понимание этого ко всем приходит.
Одни говорят, что предпочитают, чтобы любили их, другие хотят сами любить. Что важнее для вас?
Хотелось бы и того и другого одновременно. И подольше. Но главное, чтоб все в радость было.
Для вас предательство в любви - вещь обыкновенная или все-таки из ряда вон выходящая?
Предательство - это всегда больно, и обыкновенным назвать его сложно. Но когда любовь вдруг прошла, это, по-моему, нельзя назвать предательством. Тогда лучше просто принять то, что произошло, и уйти в сторону. А не бегать за вчерашним днем, упрекая избранника в предательстве. Предательство - это когда один человек перестает оказывать уважение личности другого. Принять и оправдать это почти невозможно.
Актерская профессия публичная. Ее выбирают те, кто любит быть на виду. Согласны?
Я понимаю, что публичность - часть моей профессии. Но мне она не нравится. К тому же я никогда не хотела быть актрисой. Собиралась учиться в музыкальном училище им. Гнесиных. Но однажды случайно шла мимо Щукинского училища. Мне понравилось это место. Я поддалась своей интуиции и поняла, что должна быть именно там. Записалась на прослушивание и поступила. Причем одна со всего курса получила три пятерки.
Вы человек с поразительной интуицией. Но до поры до времени о своем предназначении не подозревали. Как это объясняете?
Не то чтобы это было так. Когда я училась в школе, у меня было много увлечений, связанных с театром. Ко дню окончания школы у меня было пять самостоятельных постановок. Одна из них - мюзикл «Принцесса на горошине». Поскольку режиссерской профессии я не училась, делала все исключительно по наитию. У нас не было костюмов, и я придумала штуку с театром теней: зрителям были видны только тени артистов. Мое же актерское участие в этом мюзикле сводилось к нулю. Я была в команде музыкантов: руководила ими и пела за Королеву. Так как с детства у меня был абсолютный слух, я сделала инструментовку для разных инструментов и разложила все партии на разные голоса. Было два спектакля, в которых я сама выходила на сцену.
Слышала, что вы живете под девизом «Я сама». Как приходите в чувство, когда одолевает приступ лени? Или вы этой хворью не страдаете?
У меня есть помощница по хозяйству. Но еду я готовлю сама. И с ребенком занимаюсь, когда не работаю. И ленюсь часто, и устаю. Помогают прийти в чувство водные процедуры. После горячего душа можно вылить на себя, прямо на голову, ведро ледяной воды, а потом следом еще одно. Прилив легкости и бодрости обеспечен. Еще неплохо ублажить себя чем-то, чего вдруг страстно захотелось, и на позитивных эмоциях продолжить насущные дела. Посмотреть любимый фильм, съесть пирожное или просто поспать. Мне это помогает.
Когда родился Наум, вы сделали большой перерыв в работе. Без кино скучали?
Нет. У меня были очень насыщенные два года жизни. И если была бы возможность, свою паузу свободного полета я продлила бы еще года на два. Мне было крайне интересно с моим ребенком. Очень жаль, что я побыла в декрете не так долго.
Идея выпустить книгу «Говорящая беременность» пришла вам сама? Или издатели предложили попробовать себя в литературном творчестве?
Я так намучилась в поисках хорошей литературы на тему вынашивания ребенка, что решила написать об этом сама. Я просто специально хотела сделать ее самой необходимой и правильной, иначе не было бы смысла ее писать. Ведь у меня же совсем другая профессия. Тираж «Говорящей беременности» давно распродан. Но по сей день я получаю разные благодарные отзывы и от этого счастлива. Значит, три года работы над книгой не прошли даром и людям она действительно нужна. Сейчас, кстати, мои знакомые, молодые родители, издали свой журнал «Домашний ребенок» по этим же самым причинам. Рекомендую!
О чем будет ваша вторая книга?
О жизни младенца после рождения. Даже не представляю, когда она будет готова, никаких сроков назвать не могу. Просто пока некогда. Нельзя объять необъятное! Но чуть позже работу я продолжу.
Знаю, что до поры до времени вы решили не открывать сыну глаза насчет своей профессии. Наум говорит: «Моя мама - актриса Ольга Будина». Но пока слово «актриса» ему ни о чем не говорит. Просто так называется мамина профессия. Расскажите коронную историю про сына. Моя мама собиралась пойти с ним погулять. Одевает его, а он не дается, начинает играть с нею. Она и так, и эдак, давай, мол, поскорее. Наум хохочет и продолжает испытывать ее терпение. Тогда мама приводит последний аргумент - почти жалобно говорит: «Что же ты меня не слушаешь? Ты же моя кровиночка!» А он отвечает ей с возмущением: «Я не кровиночка! Я - кровин!»
Состояние беременности вас так захватило, что подвигло на книгу. А мечтаете эти ощущения пережить вновь?
Да, я хотела бы еще детей.
Уже целый сезон вы - ведущая «Звездного часа» в программе «Доброе утро, Россия!». Что должно было произойти в жизни востребованной киноактрисы, чтобы она стала телеведущей?
Продюсер телеканала «Россия» Сергей Леонидович Шумаков лично пригласил меня поучаствовать в этом проекте. Я никогда не была телевизионной ведущей, и мне интересно стало попробовать. Меня и прежде приглашали вести различные телепрограммы. Но все эти проекты в ходе подготовки почему-то закрывались. А сейчас пожалуйста - «проба пера» состоялась. На самом деле работа на ТВ не отнимает очень много времени. У меня всего лишь пять эфиров в месяц.
Что интересного вы открыли для себя на телевидении, чего не знали о нем прежде?
Что работать там можно только лишь тогда, когда неравнодушен к жизни, когда все хочется узнать и раскопать любую информацию. Тогда будет интересно зрителю и моим собеседникам в студии. Да и мне самой. Хотя не всегда попадаются темы, которые вдохновляют. К примеру, мне неинтересно говорить о женском климаксе или о пластической хирургии. Но, будучи ведущей, я это делаю.
Смирились или протестуете?
В данном случае подчиняюсь - у меня контракт. Но, конечно же, диалога он не отменяет. И я предлагаю темы, которые меня действительно интересуют. Допустим, у нас был эфир, посвященный 210-летию со дня рождения Пушкина. А надо сказать, что я участвовала в одном уникальном проекте -записи аудиоспектакля «Евгений Онегин». Оказывается, до сих пор в мире не было ни одной подобной постановки пушкинского романа, и это совершенно удивительная вещь. Есть опера «Евгений Онегин». Этот роман ставили как драматический спектакль. Иногда артисты читали его на радио. Но его никогда не разыгрывали по ролям. И вот мы сделали аудио-постановку. Причем в лучших традициях советской радиошколы. За Онегина читает Константин Хабенский, за автора - Валентин Гафт. А я - Татьяна Ларина. Как раз об этой постановке мы и рассказали на нашем «Звездном часе». А еще, как вы понимаете, меня интересует тема защиты детей. Поэтому еще один эфир у нас был посвящен благотворительным организациям, помогающим детям.
В ходе программы вы интервьюируете разных звезд. Как вам «по другую сторону баррикад»?
Мне очень нравится. Эту часть работы я как раз обожаю. Ко мне на эфир приходят уникальные люди: ученые, политики, артисты. С ними очень интересно поболтать. Благодаря программе «Доброе утро, Россия!» у меня появилось очень много новых знакомств. А это расширило мои горизонты. Сейчас многие артисты участвуют в модных телепроектах: танцуют на паркете, катаются на коньках. Однако среди них мы не видим вас. Я не пойду ни на танцпол, ни на каток. Это совершенно не мое. Не хочу полгода своей жизни посвятить репетициям для шоу. Я могу чему-то новому научиться, но исключительно для роли в кино.
Самые удачные ваши роли -девушки из другого, не нашего, времени. А еще вам везет на поэтесс. Как вы думаете, почему?
Потому что у режиссеров и продюсеров фантазии на большее не хватает. Вот и предлагают одно и то же. Закрепили за мной амплуа костюмной актрисы, а меня и не спросили, согласна ли я с этим. Сплошной произвол, да и только! Пожаловаться министру, что ли?
Каждая роль оставляет в душе актера неизгладимый след. А какая изменила вас как личность?
Не могу сказать, какая именно роль могла это сделать. Но когда мне, студентке Щукинского училища, режиссер с мировым именем Глеб Панфилов предложил сыграть царскую дочку, да еще святую мученицу, что-то во мне произошло, безусловно. Великая княжна Анастасия Николаевна - это моя первая роль в кино.
Вы сыграли два самых трагических и в то же время светлых образа нашей истории - Анастасию Романову и Надежду Аллилуеву. А кто из них вам оказался ближе?
Роли приходят тогда, когда ты к ним готов. Анастасия Николаевна погибла в возрасте 18 лет. Я играла ее, когда мне было 22. Надежда Сергеевна Аллилуева ушла из жизни в 31 год. Мне было столько же, когда мне предложили ее роль. В каждом возрасте мы в состоянии понять, осознать то, что дали нам наш жизненный опыт и душевная зрелость. Не думаю, что в 22 года я столько понимала, сколько сейчас. И смогла бы во всей полноте оценить трагедию жизни жены вождя мирового пролетариата. Я не считаю, что в 31 мне было бы интересно играть девичью невинность и непосредственность. Каждому возрасту - свои герои.
Ольга, вашим именем названа звезда девятой величины в созвездии Стрельца. Как вы думаете, она влияет на вашу жизнь?
Конечно, влияет! Только при случае нужно будет мне у этой звезды спросить, знает ли она вообще, как теперь ее зовут? А то сертификат отправлю. Пусть гордится там себе на небе и светит еще не один миллиард лет! Но в них я просто читала стихи. Это были поэтические портреты Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
Судя по вашему рассказу, вы - классический серый кардинал. Вам не обязательно лезть в солисты, вы любите подспудно заводить толпу.
Да, мне это нравится. Светская жизнь и публичность как раз очень отвлекают, концентрируя внимание на внешней стороне. Мне это не очень интересно. Я люблю, чтобы дело делалось. В этом смысле я действительно классический серый кардинал. Может быть, когда-нибудь я к этому приду окончательно. Но, правда, кардиналом я буду белым!
И чему посвятите себя?
Могу сказать, что меня интересует на сегодняшний день. Я занимаюсь тем, что попросту называется социалкой. Насколько это возможно, пытаюсь решать проблемы брошенных детей, которые живут в больницах и еще не определены в детские дома. Я создала проект, который называется «Сбереги будущее». Мы собираемся перерасти в фонд. В феврале сделали первую большую акцию, собрали миллион рублей. И сегодня на эти деньги ремонтируем три детские палаты в регионах, где, мягко говоря, не вполне благополучно. Московская область, не говоря уже о Москве, более-менее упакована. Мы не отдаем деньги больницам и медперсоналу, а все делаем сами. Закупаем одноразовые подгузники, детские смеси, привозим их. Волонтеры приходят к детям и переодевают их, берут их на руки, что крайне важно. Я хочу быть уверена в том, что моя помощь дойдет до адресата. А значит, должна все контролировать.
Вы говорите «мы». Кто ваши соратники?
У меня есть небольшая группа единомышленников. И мне важно, чтобы они были именно единомышленниками, по-другому я работать не хочу. Не очень все просто с финансированием. И на сегодняшний день у нас нет других денег, помимо тех сумм, которые есть у меня в кошельке. Поэтому эти люди, конечно же, работают добровольно.
Бизнесмены проще расстаются с деньгами, когда об этом их просят именитые актеры. Среди ваших единомышленников есть еще медийные лица?
К проведению первой акции мы привлекали известных артистов. Но это было разовое участие. Пока не могу сказать, чтобы кто-то вызвался помогать мне на постоянной основе.
Значит, вы один в поле воин?
Не совсем так. Честно говоря, мне в последнее время все чаще предлагают разные люди какую-нибудь помощь. И мне кажется, что именно в кризис у людей начало просыпаться сердце. Удивительно, но это так. Такое поведение закономерно. Ведь именно во время войны у людей просыпалось недюжинное чувство сплоченности и радости от совместной работы. В сложное время разум начинает все же проявляться. Не ум или хитрость, а разум и осознание того, что так называемый бумеранг наших действий существует. И если мы сделали что-то доброе, оно вернется. Только думать нельзя об этом. Есть даже древняя адыгейская поговорка: «Сделай добро и кинь его в реку». Так что теперь заботы о малышах, оставшихся без попечения родителей, для меня в приоритете. Даже перед кинопроектами.
То есть вы с легкостью можете отказаться от ролей в кино ради того, чтобы заниматься благотворительностью?
Я уже это делаю. Благотворительность - занятие каждодневное. Оно требует много времени.
Не посещает ли вас иногда крамольная мысль: «Иметь бы более жестокое сердце, чтобы можно было бы заниматься собой!» Меня устраивает мое сердце. Оно мне нравится, мне с ним хорошо. Я легко и радостно засыпаю ночью и просыпаюсь утром. Потому что мне не стыдно. По-моему, это здорово. Я считаю, что благотворительность -это даже не долг, а просто норма поведения для каждого человека. Можно делать небольшие пожертвования на счета фондов, которые симпатичны, ездить в детские дома, чтобы просто навещать там детишек, просто с ними разговаривать и играть. Дети без родителей испытывают невероятный дефицит человеческого общения. И нуждаются в нем гораздо больше, чем в магнитофонах и мобильных телефонах. Поэтому постоянное общение - это самая большая и важная гуманитарная помощь, которую человек может детям оказать.
Вам присущи мудрость и доброта, которые обычно свойственны людям более старшего возраста. Вы с детства были такой? Или сумели эти качества в себе воспитать?
Думаю, они достались мне по наследству. Моя мама - очень добрый человек. Если пришедший к нам в гости человек в чем-то нуждается, она обязательно его оденет, накормит и что-то с собой еще даст. Однажды был очень смешной случай. Когда я училась в Щукинском училище, привезла с собой переночевать свою однокурсницу. Она была приезжей, жила в общежитии. Ее семья всегда жила в стесненных материальных условиях. Когда моя мама узнала об этом, среди прочих моих вещей она отдала ей мою шубу. Дело было зимой, и шуба была нужна мне самой. Я спрашиваю маму: «А я в чем буду ходить?» А она и говорит: «Да при чем здесь ты?! Посмотри, девочка мерзнет!» Помню, мне даже нечего было ей возразить. И я ходила в стареньком зимнем пальто. Но девочка была в шубе.
Вы можете припомнить подобный жертвенный поступок, который мама совершила ради вас?
У меня замечательная мама, которая всю жизнь посвятила воспитанию меня и брата Сейчас она занимается моим ребенком, когда меня нет дома. Сложно вспомнить о каких-то супер-пуперских поступках. Просто мама всегда со мной. Когда мне плохо и когда хорошо. По-моему, это самый главный поступок, хотя он и растянулся на целую жизнь.
Ольга, вы в Риге бывали?
Да, и очень ее люблю. Потому что там вкусно, аккуратно и очень красиво. К тому же такого климата, как в Юрмале, нет больше нигде в мире. Среди моих знакомых есть просто-таки фанаты этого курорта - они не поедут больше никуда. Не могу сказать, что я до такой уж степени поклонница Юрмалы. Но тем не менее с радостью могу там отдыхать. У меня даже есть история одна печальная, связанная с Юрмалой, которая, к счастью, закончилась хорошо. Я была тогда беременна, стояла поздняя весна. Каждое утро я начинала с того, что отправлялась на рынок морепродуктов и покупала там рыбу. Причем, как наркоманка, подсела на свежекопченого угря. Не могла и дня прожить без него. А беременным вообще нельзя есть ничего жирного и копченого. Но угорь был таким вкусным, а очарование Юрмалы таким ослепляющим, что я об этом совершенно забыла. Однако спустя какое-то время моя печень взбунтовалась. Пришлось улететь из Юрмалы раньше времени, чтобы попасть к своему доктору.
Но вы же не ходили в женскую консультацию, когда были беременны.
Да, это правда. Тем не менее врач у меня, конечно же, был. Это мой семейный доктор - гомеопат-антропософ. Я являюсь поклонницей антропософии уже много лет.
Как вы к этому пришли?
Исключительно опытным путем. Дело в том, что то лечение, которое прописывали мне в обыкновенных поликлиниках и больницах, когда я была маленькой, всегда имело всякие побочные действия. И я стала искать другой путь оздоровления. Антропософская гомеопатия мне понравилась потому, что, как известно, она не имеет побочных действий. К тому же я имею дело с удивительной культурой оздоровления человека.
Вы всегда идете на поводу у себя, как тогда в Юрмале?
Не у себя, а у интуиции. Считаю, самое правильное, что человек может делать в жизни - это доверять себе и своему внутреннему голосу.
Знаю, что вы вегетарианка.
Не чистая. Я ем рыбу и морепродукты. А вот мясо не люблю. Даже в детстве ела его крайне редко, исключительно в рубленом виде. Помню, однажды летом я отдыхала в деревне. Вокруг была красивая природа. Паслись коровки, козочки, гуляли куры. И я подумала: «Пускай они лучше живут! По крайней мере, я на них больше не претендую». А спортом вы занимаетесь? Я не люблю физических нагрузок. Мне нужно понимать конечную цель, для чего я это делаю. Овладеть неким навыком для роли я могу. А тренироваться для себя мне скучно.
И чему вы научились для съемок в кино?
К примеру, разговаривать на иностранных языках. В картине «Дневник его жены» моя героиня владеет французским, английским и немецким. Там у меня буквально несколько реплик, но тем не менее они есть. В фильме «Жена Сталина» у меня было несколько больших сцен, где я разговаривала по-немецки. Правда, большинство из них были вырезаны при окончательном монтаже. По сюжету сериала «Граница. Таежный роман» моя героиня должна была водить военный «козлик». В этой машине механическая коробка скоростей и три рычага управления. За три дня я освоила езду на первой скорости. Научилась сама трогаться с места и довольно плавно тормозить. Но несмотря на то, что я справилась с режиссерским заданием, в последнюю минуту Александр Наумович решил не рисковать. И у меня в ногах сидел каскадер, который нажимал на все педали и дергал рычаги. Еще я умею ездить верхом. Когда-то запускался проект, в котором я должна была быть наездницей. Я села в седло и за два месяца освоила это дело. Потом начались проблемы с финансированием, и фильм не состоялся. Но зато с тех пор я могу ездить на лошади. Странное стечение обстоятельств: то, чему вы учитесь, потом вырезают. Такое часто происходит в кино. И в этом ничего ужасного нет. Вырезали не только то, о чем я рассказала, но и разное другое. Однако кое-что остается. (Смеется.)
Почему после школы вы хотели поступать в Гнесинку?
Собиралась быть руководителем народного хора. В детстве я училась в Пушкинской школе. Она находится в селе Захарово, где до шести лет жил Пушкин. Там мы занимались этнографией. Ходили по деревням и селам, искали старожилов, собирали игры и хороводы пушкинской поры.
Почему вас привлекало народное пение, а не эстрада, к примеру?
А я и эстрадой занималась. Пела на школьных дискотеках песни группы «Мираж». Тогда это было очень модно. А еще я была солисткой всевозможных коллективов: хора музыкальной школы, в которой училась, сводного хора Одинцовского района. Так что у меня был очень обширный исполнительский репертуар.
Никогда не приходилось слышать, как поет Ольга Будина.
В этом году 9 мая на канале ТВ-Центр я пела в прямом эфире живьем. Мне доверили начинать концерт. Ведущим был Иосиф Давыдович Кобзон. Смешно было то, что он объявлял меня, а я пела. Песню Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!». Концерт проходил на Поклонной горе. И народу собралось столько, что не было видно линии горизонта.
Волновались?
Очень! Для меня это был важный момент.
Вас не привлекает карьера певицы?
Просто петь я могу. Но заниматься своим продвижением не стану. Самой это делать мне не хочется.
А почему у вас не сложилось с театром?
У меня с ним сложилось, просто я в нем не играю. Быть в труппе - не моя история, предпочитаю работать в антрепризах. Я кошка, которая гуляет сама по себе. Не хочу, чтобы на роли меня кто-то назначал. А в театре без этого нельзя, актер - винтик единого большого организма. В кино же у меня есть выбор. Я всегда понимаю, на что и ради чего иду.
Ольга, у вас образ хрупкой девушки с распахнутыми глазами. А на деле вы глава семьи, кормилица. Вам не кажется, что в этом есть некое противоречие?
Противоречия вообще бывают часто. Кажется одно, а на деле - совсем другое. Если у нас дома закончится еда, я не смогу объяснить своему сыну, что я перестала быть кормилицей, потому что вспомнила, что у меня распахнутые глаза.
Сейчас в моде образ женщины, которая все на свете успевает: строить карьеру, быть любовницей, воспитывать детей. Однако есть и другое мнение: делать все сразу - значит заниматься ничем.
Ну, конечно, делать все одновременно как-то странно. Но заниматься разными делами в разное время суток -вполне реально. И даже есть шанс везде преуспеть. Я знаю так много женщин, которые все успевают, что для меня в их успешности нет ничего удивительного. Мы же homo sapiens -значит, с помощью разума в состоянии грамотно спланировать время.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас