Анатолий Равикович. Хоботов символ нежности

Анатолий Равикович. Хоботов символ нежностиРодился в 1936 голу в Ленинграде. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Народный артист России. Фильмография: "Агония", "Блондинка за углом", "Приморский бульвар", "Выкуп". "Загадка Эвдхауза" (роль Эркюля Пуаро)и др. Поначалу его здорово задевало, что после "Покровских ворот" для всех он Хоботов -и точка. Ну а потом дуться перестал. Понял, что оказывается, это большое везение - сыграть роль, которая не только всем известна, но и всеми любима.

Анатолий Равикович. Хоботов символ нежности


Анатолий Юрьевич, ваш Хоботов - большой ребенок. А что вы помните из своего детства?
Войну помню. Так получилось, что мы с мамой, двумя сестренками — старшей и младшей — и с маминой сестрой уехали на лето к бабушке, в небольшой украинский городок Глухов. Мои родители, к слову, родом из Украины. Когда началась воина, мы влились в огромный поток беженцев. Продвигались к железнодорожной станции, что в Белой Церкви. Одно из ярчайших воспоминаний — потрясающей красоты поля с подсолнухами. И на них в разные стороны разбрелись коровы... Так долго-долго мы добирались на юг Саратовской области. Вообще-то ленинградцев направляли в Сибирь, но поскольку мы ехали из Украины, то попали туда, куда попали. В той деревне полтора года прожили. В Ленинград вернулись сразу после прорыва блокады. А вот отец пережил ее с первого дня до последнего. Все это время он работал на военном заводе. В нашем ленинградском дворе я оказался самым маленьким. У ребят постарше образовалась своя компания. Они курили, вели свои взрослые разговоры, а мы, малышня, тихонько сидели и, разинув рты, слушали. Но мне тоже хотелось как-то себя показать, утвердиться. Вот и стал играть всех актеров, которых в кино видел. Так я у дворовых пацанов авторитет заслуживал. Мне давали затянуться самокруткой. Я быстро втянулся.
Оказывается, вы - дитя улицы?
Да, я — дитя улицы. Но вовремя одумался, поступил в драмкружок и таким образом отошел от дворовых. А потом и в театральный поступил. В Театре имени Ленсовета вы проработали двадцать четыре года, считались одним из лидеров труппы, премьером. И роли у вас были знаковые, маленькие шедевры: Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса. Зрители стояли с вечера в очереди в кассу, чтобы утром купить билеты на ваши спектакли.
Отчего после стольких лет вы распрощались как с театром, так и с Владимировым?
Игорь Владимиров вместе с женой Алисой Фрейндлих начал работать в театре в 1961 году и сразу начал набирать молодую труппу. Команда, которую он набрал за три года, впоследствии стала актерским фондом. Владимиров тогда был молод, задорен, ершист, обожал театр. Все были настолько воодушевлены, что с удовольствием выполняли любую, даже самую черновую работу. То был золотой период Ленсовета. Потом театр начал заметно терять позиции. Игорь Петрович состарился, у него оставалось все меньше сил заниматься любимым делом... И я ушел в Театр комедии, вместе с женой Ирой. Как вы познакомились с актрисой Ириной Мазуркевич, а главное - как сумели отбить ее у мужа? В стенах Театра имени Ленсовета нас свел спектакль "Малыш и Карлсон". Я играл Карлсона, Ирка — Малыша. Когда я ее впервые увидел — обалдел. Мне — 40, ей — 20. Но поскольку я играл людей пожилых, Мазуркевич, видимо, решила, что мне лет сто, не меньше. Ира тогда была замужем, я тоже не был свободен — жена, обожаемая дочь. Но роман разгорелся страстный. Оказалось, у нас много общего. Это был тот самый случай, когда дружба плавно переросла в нечто гораздо большее. Вскоре Ира разошлась с мужем. Я ушел от жены.
Непростая история...
Для меня это было крайне тяжелое время. Моя первая жена — очень хороший человек, у меня к ней не было и не могло быть ни единой претензии. Но я настолько влюбился... Расставание оказалось болезненным, оставалась дочь. Но моя экс-супруга нашла правильный выход: сама себя здорово поднакачала, дескать, какой же Равикович подонок, мерзавец, подлец и негодяй! И это вовсе не я ухожу, это она меня вон выставляет. Чисто психологически ей так было легче.
И она права. Иначе что получается - добровольно, да в чужие руки хорошего мужа?
Так и было. Я ушел в одной лишь кепочке да с малюсеньким чемоданчиком, в котором лежали документы. На то время от театра получил хорошую квартиру, но у меня и мысли не возникало ее разменять, поделить, продать. Все оставил супруге и дочке. И в свои 41 поселился у Иры в общежитии. Верите, в комнате даже кровати не было — матрац на двух кирпичах, и все. Шкаф тоже отсутствовал. Вешалки для одежды заменяли обыкновенные гвозди.
А вы не побоялись в 41 год начать все с чистого листа?
Не было у меня другого выхода — я без Иры дышать не мог.
Разница в возрасте в 21 год не смущала?
Только об этом и думал. Каждый день повторял: "Ну что ты, старый дурак, делаешь? Зачем все это? Да ты на себя в зеркало посмотри: маленький, лысеющий, полнеющий еврей 40 с лишним лет. Куда ты лезешь?" К тому же решение жить вместе мы приняли в тот самый год, когда Ира снялась в главной роли в фильме Александра Митты "Сказ о том, как царь Петр арапа женил". За ней тогда Высоцкий ухаживал (правда, она его отвергла), подарки из Франции привозил. Да она каждый день мешки писем от поклонников с объяснениями в любви получала. Причем заслуженно — Ира там во всей красе снялась, обнаженная. Ее полстраны боготворило, а тут вдруг я такой лезу!
Какой такой? Ирина в вас тоже влюбилась.
Вот именно в этот факт я и не мог поверить. В зеркале-то я себя вижу.
И что плохого находите в отражении? Тем более что после "Покровских ворот" наверняка сами мешки писем от влюбленных барышень получали.
Было, было. Но письма преимущественно адресовались не артисту Равиковичу, а его персонажу. Лев Евгеньевич — не секс-символ, а некий символ нежности, внимательности, доброты. Но отнюдь не мачо! А женщинам, в том числе и Ирке, как я думал, нужны мачо. Мачо хороши на обложках журналов, в боевиках, в ролях героев-любовников, не более. А вот нормальная, серьезная женщина вряд ли решится завести крепкую семью с таким красавцем. Тем не мене, тем не менее... Меня эта мысль изводила, била, наповал убивала. Я сразу себе сказал: "За все надо платить. А коли так, значит, и я заплачу. Со временем уйдет от меня Ира, значит, уйдет — сам буду виноват". Но не мог я от своего чувства отказаться и ничего поделать с собой тоже не мог.
Так ведь Ира от вас не ушла!
Не ушла... Это до сих пор для меня большая загадка. Мы вместе 31 год, дочь Лиза уже совсем взрослая. Верите, ни от одного из доброхотов ни разу даже намека на сплетни, разговоры, дескать, Равик, у тебя рога до потолка выросли, не слышал. А ведь в кругу людей творческих подобные намеки — "милейшее" дело!
В быту вы строгий супруг? Жену в покупках, деньгах контролируете?
Нет, что вы! У нас всем только Ира занимается. У нее жесткий, властный характер, она чрезвычайно энергичная женщина. Я спокойно отношусь к тому, что, когда умру, с того света не придется волноваться за жену. Она самостоятельный человек. Если что-то в театре не сложится, Ира, к примеру, спокойно откроет свою фирму. Несколько лет назад у нее внезапно проснулась любовь к работе на земле. Жена прочитала массу книг и за три года взрастила на даче сад такой дивной красоты, что местные жители приходят к ней за консультациями. У нее легкая рука. Супруга все успевает: и работает, и готовит, и за покупками бегает, и дом ведет. И собаку выгуливает, хотя в этом деле мы соблюдаем очередность. С Кузей, а это очаровательное существо породы цверкшнауцер, гуляем по очереди. А еще люблю устраивать праздники. Покупаю в магазине спиртное, затем мы с Ирой вдвоем идем на рынок и вечером просто так, сами для себя, устраиваем малюсенький праздник.
А ведь вы, Анатолий Юрьевич, в чем-то повторили судьбу своего Хоботова. Лев Евгеньевич тоже голову потерял и полюбил девушку намного моложе. И не побоялся властной Маргариты Павловны. К слову, эту роль вы сыграли, когда вам было за 40. И сразу прославились в кино.
В чем-то я сделался заложником Льва Евгеньевича. В кино меня стали часто приглашать на всевозможные варианты Хоботова: Хоботов-француз, Хоботов-белорус. Хоботов-стоматолог, Хоботов-гинеколог. Хоботов-мафиози... Если бы вы знали, скольких гинекологов и урологов я переиграл!
Вы хоть немножко похожи на Хоботова?
Ну, нельзя сказать, что я вылитый Хоботов, хотя у нас с ним имеются общие черты. Я крайне рассеян, до неприличия небрежен. Неопровержим факт, что руки не из того места растут. Если начинаю что-то делать, Ира потом все за меня доделывает. Но, правда, лишь в последние годы. Я сейчас болею, хотя к кровати, слава богу, не прикован. Сердце барахлит, но это болезнь давняя, к тому же хроническая. Когда я "на ходу", могу мебель передвинуть, люстру повесить, гвоздь забить. А вот пылесосить, мыть посуду терпеть не могу — это дамские дела.
Квитанции на квартплату, как Лев Евгеньевич, тоже вечно теряете, заполнять не умеете?
В первом браке все делал сам, поскольку экс-супруга не умела ничего, даже яичницу поджарить. Я планировал семейный бюджет, смету, рассчитывал все покупки — от хлеба до мебели. Само собой, заполнял, оплачивал счета. Ну а сегодня в жизни многое перевернулось: за всем следит, всем заведует Ира. Я даже понятия не имею, куда надо идти, зачем, где находятся магазины, сберкассы. Да и хожу плохо — спина болит. Передвигаюсь с помощью костылика. С ним на самолете летаю, в поезде езжу. Но на сцене, в кадре я без "страховки".
Вы ведь постоянно летаете в Москву на спектакль?
Обязательно. Каждый месяц — по три-четыре раза. И так — целых 11 лет. Много снимаюсь. А прошлым летом отработал в Киеве в двух картинах: "Не одинокие" и "Кольцо Афродиты". Без работы плохо, без работы ужасно, без работы совсем никак. Во всяком случае она дает мне полную уверенность в себе, в своей востребованности. И в том, что артист Равикович в этой жизни еще нужен.

Дата размещения: 10-11-2019, 15:44
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.