Мирдза Мартинсоне. Лишь бы не было войны...

Один поклонник умолял ее остаться в Италии и сулил карьеру звезды. Другой звал в Грузию и грозил зарезаться, если страсть не будет взаимной. Третий присылал из Новосибирска свои труды по высшей математике, где на первой странице значилось: «Посвящается Мирдзе» - признание в любви в формулах и уравнениях. Но актриса Мирдза Мартинсоне, сыгравшая столько авантюрных роковых красоток в кино, в жизни голову никогда не теряла и ни на какие посулы не поддавалась. Сегодня она играет в театре «Дайлес», увлекается астрологией и нумерологией и размышляет о сущности бытия.

Мирдза Мартинсоне. Лишь бы не было войны...


Я всю жизнь была очень влюбчива
Вы так тщательно выбирали день для интервью - чтобы был благоприятным по гороскопу. Давно ли строите свою жизнь по астрологическим законам?
Еще в школе я сразу выделила астрономию как самую притягательную из всех предметов. И тогда же выяснилось, что мой учитель математики -астролог и нумеролог. Поэтому весь наш класс отлично успевал по математике: в качестве поощрения последние 15 минут на каждом уроке отводились магической силе чисел и влиянию звезд.
Были случаи, подтверждавшие, что это работает?
Да сколько раз! Любые болячки, беспокойство от зубов, настроение -все зависит от того, какой день сегодня. Например, если голова раскалывается - значит, Луна в Овне, и тут уж ничего не поделаешь.
Тогда зачем знать?
Ну вот вам такой пример. Однажды я улетала куда-то из Рижского аэропорта, и пограничник, проверив паспорт, вдруг говорит: «А вы знаете, что мужа своего от смерти спасли?» Я растерялась - нет, не знаю. Оказывается, они лежали в одной палате, когда мужу должны были делать операцию. Но я тогда обнаружила, что назначенный день крайне неблагоприятен астрологически для хирургического вмешательства, и позвонила врачу, умоляя перенести операцию. Он, конечно, отнесся к предостережениям скептически, однако после долгих уговоров согласился. Вместо мужа на стол взяли другого больного, и операция прошла неудачно - человек умер. А мужа прооперировали на следующий день, и все прошло благополучно.
Вы и замуж по гороскопу выходили?
Нет, замуж я выходила по интуиции. У меня почему-то было твердое убеждение, что я просто должна стать женой Мартиньша - и все тут. Кому должна? Судьбе, наверное! Видимо, только с этим человеком я могла чему-то научиться, чему не научилась бы ни с кем другим. Хотя если бы тогда мне пришло в голову сравнить наши гороскопы, я бы обнаружила, что они у нас совсем противоположные. И все же вы прожили в любви и согласии два десятка лет, и имена актрисы Мирдзы Мартинсоне и ее мужа актера Мартиньша Вердиньша можно встретить в титрах одного фильма - «Миража», например. Выходит, астрология может и ошибаться? В согласии прошли только первые десять лет. Да и то потому, что я была очень востребована в театре, в кино, на радио и очень много ездила по Союзу - то на пробы, то на съемки. Даже рождение дочери не повлияло на этот сумасшедший график. Спасибо родителям, которые помогали, перехватывая ребенка, пока я была на гастролях. Так что нам с Мартиныпем и ссориться-то времени не оставалось: не виделись месяцами. А через десять лет родился сын. Муж бурно и долго праздновал его рождение и как-то так втянулся в это состояние, что уже не мог из него выйти. Вдруг оказалось, что алкоголь - это его большая проблема. Следующие десять лет я занималась безнадежным делом - пыталась переделать человека. Проиграла, конечно. Так что мы давно уже не живем вместе, хотя время от времени общаемся.
Так что такое любовь: награда, испытание, наказание?
Знаете, у меня никогда не было такой любви, ради которой я бы потеряла голову, готова была бы все бросить и слепо идти за человеком. То есть я не знаю, что такое любовь-наказание. Я всю жизнь была очень влюбчивая. Но это так быстро проходило. Причем я влюбиться могла из-за мелочи и разлюбить - тоже из-за мелочи. Помню, как-то поехала с одним своим молодым человеком на море. И он так красиво там плавал и нырял. Потом вышел и пошел ко мне из волн - красивый, как Аполлон. А я смотрю -у него из носа течет. И все! Мою любовь как ветром унесло. Дома маме пересказываю, а мама говорит: нет, это не любовь. Если бы это была любовь, то тебе даже это бы в нем понравилось. Наверное, мое замужество стало для меня испытанием. Все, что я делала, было продиктовано желанием сохранить семью.
Вас когда-нибудь предавали в жизни?
Предательство - очень сильное слово. Я выросла в советские времена, и во мне до сих пор живо убеждение, что самое большое предательство - это предать родину. Это то, что не подлежит сомнению. Что касается взаимоотношений людей, тут все намного гибче и слово «предательство» не годится. Допустим, когда-то мне казалось, что какой-то человек меня предал. А сегодня я смотрю на ту же ситуацию и понимаю: да не было предательства, у него были свои причины так поступить. Ну а если при этом он сделал мне больно, так ведь сам же за это потом наверняка и расплачивался. Как расплачивалась я, когда делала больно другим, не задумываясь об этом по молодости лет. В юности у меня запросто могло быть несколько поклонников, каждый из которых не догадывался о существовании соперников. Мама вечно помогала мне выкручиваться из ситуаций, когда они едва не сталкивались на пороге нашего дома. Но рано или поздно молодые люди узнавали правду, и, конечно же, им было больно. Сегодня я об этом очень сожалею и понимаю, что какие-то случаи в моей жизни, когда больно было уже мне, являлись ответным ударом свыше.
Такие люди - и без охраны!
Самые яркие воспоминания детства?
Я просыпаюсь на свежих льняных простынях и, не открывая глаз, знаю, что на столике уже стоит парное молоко и лежит веточка земляники, полная ягод. Это происходило каждое лето в латгальской деревне, где жила моя милая бабушка, у которой я проводила все каникулы. Она была очень простым, но глубоко интеллигентным человеком: никогда не повышала голос, не выходила из себя. И еще она была очень красивая. Даже когда старая и с одним зубом, все равно красивая. В юности ее любили два брата, один из них женился на ней. Бабушка родила ему четверых детей. Но он очень рано умер - больное сердце. И тогда второй брат женился на вдове: он любил ее всю жизнь и дождался-таки. Бабушка и ему родила нескольких детей. Она была очень верующая и сама в кино не ходила, провожала меня до сельского кинотеатра и ждала, пока кончится сеанс. Но на обратном пути с интересом слушала мой пересказ фильма и очень эмоционально реагировала. Помню, я ей рассказывала «Спартака», а она шла и плакала. Бабушка была строгих нравов, но при этом от нее исходило столько любви, что я не чувствовала ограничений! На примере ее жизни вижу, как резко изменились люди за последний век: насколько мужественными и ответственными были мужчины тогда и насколько женственными и мягкотелыми они стали сегодня. Понимаю, что этому есть миллион причин. Но такие мужчины не для меня.
А самые яркие ощущения счастья во взрослой жизни?
Это было в Италии. Я снималась у Бондарчука, месяц мы жили в Мексике, потом съемки продолжились в Италии. Вокруг было так безумно красиво - и масса мужчин, которые говорили комплименты, признавались в любви. Один продюсер клялся, что если я останусь, он сделает меня звездой. А один режиссер воскликнул: «Ну неужели ты не способна так влюбиться, чтобы все бросить дома?» Я говорю - нет. И он с досадой процедил: «Ну, латышка!» Вот там однажды, любуясь бесконечно красивым итальянским пейзажем, я и подумала: остановить бы мгновенье и продлить это счастье! Да молодость - вообще одно сплошное счастье. На меня сыпались бесконечные подарки судьбы. Никто за границу выехать не может, а меня вдруг замечает Бондарчук - царь и бог в советском кино. Бондарчук планировал меня на главную женскую роль в фильме «Красные колокола». Но исполнитель главной мужской роли Франко Неро оказался небольшого роста, ниже меня на голову -пара получилась комичной, и мою роль отдали другой актрисе. Однако Бондарчук меня все равно не отпустил, дал другую роль. Его съемочную группу так не пасли, как любые другие советские коллективы за границей, так что я, конечно, могла остаться - хоть в Мексике, хоть в Италии. Но, в отличие от многих своих героинь, я совсем не авантюристка. И потом, я и так была счастлива!
Сегодня таких моментов острого счастья уже не бывает?
Отчего же? Вот недавно еду в троллейбусе, и один мужчина вдруг начинает говорить: «Нет, ну какие все-таки раньше актеры были! Каждый -личность!» И массу комплиментов в мой адрес, роли мои перечисляет. А напротив женщина сидела, везла горшочек с яркими пышными цветами, и она мне их протягивает - возьмите, это за ваш талант! Я выхожу из троллейбуса вся в цветах и комплиментах - разве это не счастье? И такие случаи на каждом шагу. Какой-то мужчина с криком: «Сама Мирдза - и без охраны!» протянул руку и попросил поставить автограф прямо на манжете рубашки. Или вот покупала я что-то на базаре, а продавщица: «Можете надевать свои темные очки сколько хотите - вас все равно сразу узнаешь!» Особенно эмоциональны мои rus.ru>русские поклонники, латыши посдержанней, конечно. Но любое такое общение сразу дает мне ощущение счастья.
Ваш самый страшный сон?
Что я стою на сцене и забыла текст.
А в реальности такое было?
Было, особенно когда переволнуешься перед премьерой. Да на сцене все было - и падала, и партнер вовремя не выходил! Вот у меня время от времени колено болит. Еще учась на театральном факультете, я участвовала в спектакле «Шерлок Холмс», где надо было по роли бежать по крутой лестнице на высоких каблуках. А у меня на самом верху каблук за ступеньку зацепился - на коленях пропахала всю лестницу. Ничего, встала и улыбнулась, скрывая слезы. Или, помню, мы по Гончарову играли «Обрыв». И вот я - Вера - стою на сцене, жду партнера. А никто не выходит, только Лилита Берзиня, моя бабушка по роли, стоит за кулисами и руками разводит. Дело в том, что партнер мой подрабатывал ночами, вот и задремал где-то. В зале тишина, и я молчу. Лилита шепотом из-за кулис подсказывает: «Стихи читай!» А я думаю: какие стихи, по-латышски, что ли? В пьесе Гончарова?! К счастью, тут партнер наконец объявился.
Были ли у вас какие-нибудь комплексы?
И если да, то удалось ли от них избавиться? Конечно были! В юности я оглядывала себя и страдала: слишком высокий рост, слишком широкие плечи, слишком большие руки-ноги. В то время были другие стандарты: девушки 60-х годов - такие миниатюрные, невысокого роста. А я в школе на физкультуре всегда вторая стояла, только одна девочка была еще выше. И каблуки стеснялась надевать, потому что сразу возвышалась над мальчиками. Комплексы прошли на учебе в театральном, когда мои преподаватели объяснили, что мой рост - мое достоинство, и научили нести себя гордо. Правда, потом у меня был еще один комплекс: одна актриса постарше утверждала, что у меня серьезный дефект для актрисы -большие губы. И поэтому я зрительно уменьшала свои губы. Но когда начались роли в кино, выяснилось, что там все наоборот: мои губы -мое достоинство. И киногримерши всегда делали на них акцент.
На какие эксперименты вы готовы в театре и кино?
Раньше я вообще была готова на все. Надо было раздеться - раздевалась, как в фильме «Мираж», хотя латышские учительницы писали с негодованием, что это позор. Но сейчас я в другом возрасте, не на каждый эксперимент гожусь. Хотя была недавно роль, где надо было играть глупенькую маленькую девочку, такую немного с прибабахом - и ничего, сыграла. Если молодой я всегда тяготела к мукам творчества, то теперь, наоборот, хочется большей легкости в профессии. И если молодой я слушала режиссера как школьница и все его указания выполняла скрупулезно, то с годами пришло определенное понимание профессии. Сегодня я позволяю себе собственное прочтение роли - считаю, что заслужила это опытом.
Актерские принципы выше человеческих? Недавно у актрисы Клары Новиковой умер муж, а она в это время как раз играла в спектакле. В Интернете развернулись дебаты: одни восхищены, что она смогла продолжить игру, другие возмущены, что она не была в такую минуту рядом с мужем. Как, по-вашему, до каких границ должен простираться актерский долг?
Когда у меня умер отец, я сказала об этом в театре, и услышала в ответ, что вечером все равно должна выйти на сцену. И я была вечером на сцене -играла в комедии. К счастью, это была такая тонкая комедия с сильным уклоном в фарс, поэтому я могла рыдать в душе, а зрители все равно смеялись. И уже после спектакля я подумала, что так, может, и лучше -не сидеть дома, уткнувшись в стенку взглядом, а быть на людях. Другое дело, как наш знаменитый актер Павулс рассказывал, что отец просил его побыть с ним, потому что чувствовал себя неважно. А он сказал - нет, не могу, у меня спектакль. И пока Павулс был на сцене, отец скончался. Вот тогда большой вопрос - а надо ли было действительно играть в тот вечер?! Моя мама сколько раз просила: «Поговори со мной!» А я после спектакля, все мысли о том, что текст повторить надо, и отвечала: «Мама, я так устала, пойду спать, после поговорим». Теперь, когда мамы нет, кляну себя за каждую такую минуту...
Лишь бы не было войны
Каких ошибок вы уже не повторите?
Раньше я была довольно резкая. Говорила что думала - и на работе, и дома. Сегодня я понимаю, что так с людьми нельзя, что не всегда твоя правда в глаза так необходима. Меня саму резкость уже шокирует. Вот сегодня еду на работу, вдруг дикий рев сирен, несется шеренга машин, и оттуда голос через микрофон: «Дайте дорогу! Дайте дорогу!» Какую-то важную шишку повезли. Я подумала: да хоть бы там сам господь бог ехал, как они смеют к людям в таком приказном порядке обращаться! Есть такое слово - «пожалуйста». И надписи меня возмущают: «Машину здесь не оставлять!» Слушайте, но ведь можно найти другие слова: «Будьте любезны, постарайтесь не оставлять здесь машину, чтобы не доставить нам трудностей».
Люди, которые вызывают у вас восхищение?
Я восхищаюсь такими людьми, которые что-то дают другим. Вот, например, Махатма Ганди. Человек, который ради своего народа голодал, чтобы прекратились междоусобицы. Согласитесь, для нас настолько дико, что правитель ради тех, кем он правит, способен на настоящий поступок, на какие-то личные жертвы. А для него это было нормально. Я восхищаюсь людьми с принципами, которые пообещали - сделали. Еще я обожаю юмор и обожаю людей, которые способны применить его в неприятных ситуациях, когда раздражение буквально висит в воздухе. Бывают такие люди, которые умеют одной шуткой, одной репликой погасить общее раздражение, - мне они очень нравятся.
Вы определили для себя, в чем смысл жизни?
Забавно, я переиграла столько героинь, задававшихся этим вопросом, -у того же Достоевского, например. Но ведь ни одна из них так и не нашла ответа на этот вопрос. Думаю, что мой смысл жизни - нести людям любовь и знание. По гороскопу я могу быть отличным педагогом. В том, что это правда, убедилась в ходе подготовки к конкурсу «Миссис Латвия», когда учила конкурсанток хорошим манерам и актерскому мастерству. Нам же все это преподавали в театральном - как перчатки надевать, как длинное платье носить, как к публике выходить, как к залу обращаться. С удовольствием и дальше учила бы людей, которые выступают публично, как внятно речь произносить, как внимание зала держать. Надеюсь, судьба предоставит мне такой шанс.
А несбыточные мечты вас терзают?
Это чтобы получить что-то даром, на халяву? Нет, так я не хочу. Потому что точно знаю - за все надо платить. Помню, в магазине жена мужа толкает в бок: ой, давай купим, это же вообще даром. И он ей сказал: «Даром? Даром мне вообще ничего не нужно!» Я мысленно аплодировала - это и моя позиция. Конечно, приятно, когда актрисам дарят бриллианты, машины. Но ведь это не даром - значит, заслужила своим талантом.
Вам такие подарки делали?
За границей - да: в Канаде, в США на гастролях, латыши, которые давно там живут. Дарили золотые часы, кольца, подарили бы и машину, но знали, что я ее просто не смогу привезти в СССР. Да и в Латвии поклонники тоже старались меня порадовать.
Сумасшедшие поступки ради вас совершали?
Много раз. Причем начиная с детского сада. Был у меня там друг Валдис, говорил: «Я тебя так люблю!» - «Докажи!» Он вышел на перекресток и улегся на асфальт. Троллейбус едет -он лежит. Водитель выскочил, так орал! Не понял, что это был романтический поступок. Потом уже в школе один парень говорил: «Я тебя так люблю!» - «Докажи!» Он взял зажженную сигарету и погасил о свою кисть. Я видела, как вздулась кожа и как из глаз у него брызнули слезы.
А вы себя любите?
Это такой модный сегодня вопрос, да? Все журналы убеждают, что надо себя любить. Отвечу так: я люблю свою профессию - за то, что она невероятно требовательна к моим внутренним и внешним данным. Хочу я или не хочу, больна или здорова, в настроении или нет, но в семь часов вечера я должна взять себя в руки, привести в порядок лицо и душу и выйти к зрителю. И не просто выйти, но еще и нести в себе целый заряд каких-то сильных эмоций. Так вот: за то, что во мне есть такое умение -мобилизоваться, за это я себя люблю.
Вы отказывались от ролей из-за актерских суеверий?
Нет, хотя действительно суеверна. Текст пьесы для меня - святое и живое, я должна постоянно держать его при себе и трогать, гладить руками. Не дай бог, если он упал на пол - тогда надо трижды сесть на него, чтобы на спектакле не случилось ничего плохого. Но это ведь невинные суеверия, всего лишь игра в мистику - то, что добавляет театру колдовства. Бюро - это бюро, фабрика - это фабрика, но когда люди приходят в театр, все вокруг должно быть непонятным и непривычным: запахи, звуки и то, что несут с собой актеры. Я отказалась от роли в пьесе, где рассказывалось, как люди продают свои органы за деньги. Я просто не понимала, зачем эту пьесу надо ставить? Чтобы показать, на что люди способны из-за денег? Но что это даст зрителю? Я люблю пьесы, от которых становится легче жить, а не наоборот. Жизнь и так бьет людей по голове, а мы в театре добивать будем, что ли? Не вижу в этом никакого смысла. Режиссеры, наверное, это чувствуют и такие роли мне не дают.
Сколько еще вы готовы играть на сцене?
Сколько дадут. Я бы хотела сыграть какую-нибудь величественную королевскую роль. И еще - страстную любовь зрелой женщины к молодому мужчине. Но если не получится, не буду страдать и убиваться.
Чего в жизни вы боитесь больше всего?
Войны.
Но почему? Ведь вы из поколения, которое войны уже не знало.
Потому что родители, бабушка все время повторяли: все что угодно, только бы не война. И я это твердо усвоила. И потом я имею в виду войну во всех возможных смыслах. Если в семье война - для меня это невыносимо. В коллективе война - это просто ужасно. Есть люди, которые хорошо себя ощущают в таких условиях, это их стихия. А я в условиях войны не могу ни работать, ни есть, ни спать, ни жить.
Как же вы в театре тогда выжили, где война - это способ существования?
Когда я была молодая, то этой войны просто не замечала. Режиссеры меня хотели, роли сыпались, и никаких интриг, чтобы их получить, мне не требовалось. У меня была такая насыщенная жизнь, что я просто не замечала, что происходит за спиной. Там происходило, конечно, - в театре всегда происходит. И сейчас тоже всякое бывает. Но если раньше я ничего не замечала, то сейчас играю в то, что ничего не замечаю. Я просто не желаю уделять этому время. Знаете, мне мама часто говорила, что я родилась в то время, когда родители и все вокруг очень верили в будущее. Раз война закончилась -значит, самое плохое уже позади, а впереди - только хорошее. Мама говорила: «В это время была такая надежда на будущее, люди были окрыленные!» Поэтому мое поколение -те, кто родились в пятидесятые годы, - это люди, зараженные оптимизмом, словно родители, зачавшие их, дали им такой заряд на всю жизнь. И вот с этим ощущением - что впереди бескрайние горизонты,что впереди лучшее будущее - с ним я всю жизнь и живу.

Дата размещения: 10-11-2019, 16:53
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.