Александр Личко. Тысячи километров со своей камерой

Тысячи километров проехал со своей камерой по дорогам Чукотки, Колымы, Приморья, кинооператор Дальневосточной студии кинохроники заслуженный деятель искусств Александр Васильевич Личко. 9 мая 1945 года Хабаровск вместе со всей страной праздновал Победу. Улыбки, слезы, фронтовые песни, весенние букеты цветов, черные вдовьи платки—все это в тот день можно было увидеть и услышать на городской площади. И казалось, никому не было дела до людей с кинокамерами.

Александр Личко. Тысячи километров со своей камерой


И только шестнадцатилетний Саша Личко не отходил от них ни на шаг. Он мечтал работать в кино. И вот несколько дней спустя отправился на Дальневосточную студию кинохроники. Приняли его лаборантом в цех обработки пленки. А через некоторое время направили в Ленинградский институт киноинженеров— нужны были квалифицированные специалисты. Неизвестно, сколько бы он проработал потом на студии начальником ОТК, если бы не его величество Случай. Сейчас хорошо известно имя кинопублициста ЦСДФ лауреата премии Льва Данилова. А в то время это был молодой выпускник ВГИКа, приехавший по распределению на Дальний Восток. Как-то потребовалось ему срочно снять сюжет для киножурнала, а свободного ассистента не оказалось. — Слушай Саша—обратился он к Личко—«горит» сюжет, выручи. Расторопность, оперативность помощника понравились Данилову, и он вскоре взял его с собой в Приморье. Неделя, проведенная там, прошла для Личко, как во сне—ведь один из сюжетов режиссер поручил ему снять самостоятельно.

Саша отдавался работе со всем пылом. Снимал людей, море, скалы, огни маяка... На студии при просмотре журнала раздался чей-то голос: — Кто снимал сюжет? Личко? Так нечего ему сидеть в ОТК, пусть переходит в операторы. Так решилась его судьба. Конечно, ни опыта, ни мастерства у него не было, но молодому коллеге помогали ведущие документалисты студии—Л. Данилов, Б. Сарахатунов, В. Лебедь, С. Медынский. Со сколькими людьми встречался оператор Личко—не счесть. Оленеводы, рыбаки, золотодобытчики, моряки... До сих пор в памяти команда дизель-электрохода «Пенжина», шторм в Сангарском проливе. И неимоверное напряжение в те трое суток, когда матросы спасали ценный груз, закрепленный на палубе, а он, Личко, не выпускал камеры из окоченевших рук. Последние кадры снимал с катера, когда дизель-электроход уже входил в бухту. И только тогда сам увидел, что корабль похож на огромную глыбу льда. Если вам доведется увидеть ленту «Пенжина» идет на Север», вы убедитесь в этом. Побывал в те годы Личко и на побережье Северного Ледовитого океана. Там. в маленьком поселке Нешкана. живет оленевод Валерий Тыничейвин. Александр Васильевич встретился с ним в Магадане, 15 суток добирались они до Нешканы. стали друзьями, и оленевод уже не обращал внимания на операторскую камеру.

Может быть, потому и получились такими удачными эпизоды встречи оленевода со своими односельчанами. Но кинооператору хотелось заглянуть глубже в жизнь и быт чукчей, и вместе со своим героем он отправился в тундру, в оленеводческую бригаду. Кадры, снятые там. были так колоритны, что стали основой фильма. Конечно же, ради них стоило проехать на собачьих упряжках многие километры. Чукотка навсегда осталась в памяти Личко как край необычайной красоты—тонкой, поэтичной. Такой предстает она и в его фильме «Рассказы о Чукотке». Мастерски снимает оператор отважных рыбаков и охотников, знаменитых косторезов Вукводагина и Туккайя, поражающих своим уникальным искусством. Путешествия по тундре, тайге сослужили Александру Васильевичу хорошую службу, подготовили для работы на БАМе. Условия, в которых приходилось ему там снимать, не менее суровы. Личко- легок на подъем, закален и вынослив, и куда не пройдет машина, туда он все равно доберется со своей камерой, и не страшны ему ни морозы, ни распутица. Коллеги справедливо считают Личко летописцем БАМа. Назову лишь некоторые из картин, которые снимал оператор: «Новоселье», «Два километра», «Пять лет Ургала», «Солдаты БАМа». Пожалуй, нет такого уголка на восточном участке Байкало-Амурской магистрали, где бы он не побывал. Много километров надо порой исколесить, чтобы снять короткий сюжет для киножурнала, который зритель будет смотреть полторы-две минуты.

Личко старался в своих репортажах о БАМе отразить не только труд и быт, но и духовный мир человека. Герои его фильмов и студенты-заочники, и участники самодеятельности, и книголюбы. Дальневосточным кинохроникерам, в том числе оператору Личко, выданы удостоверения «Почетный строитель БАМа». И это признание, безусловно, заслуженно. На Колыме и Чукотке, в Хабаровском крае и Приморье, на Сахалине и Камчатке—повсюду можно встретить оператора. Восемь месяцев в году он в командировках. — Работа кинохроникера действительно требует беспрерывных поездок— говорит Александр Васильевич.— Если найдешь интересный материал, то не считаешься с тем. что только недавно откуда-то вернулся, а скорее снова в дорогу. Главное —не пропустить событие. Вроде бы часто бываю на других стройках, но каждый раз нахожу что-то новое. И не перестаю удивляться, как много успевают сделать люди! Рассказать о делах наших замечательных современников ярко, впечатляюще—долг кинематографистов.

Дата размещения: 11-11-2019, 10:39
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.