Сергей Юткевич. Труднее всего отдыхать от режиссуры

Так уж повелось, что слово «великий» мы обращаем к художнику тогда, когда он уже ушел от нас... Сергей Иосифович Юткевич принадлежит к когорте великих режиссеров, новаторов, первопроходцев советского революционного кино. Ученик Маяковского, Мейерхольда, Марджанова, друг и сотрудник Эйзенштейна, Шостаковича, Козинцева, Эрмлера, он прожил большую, увлекательную жизнь, до предела насыщенную творческими поисками, созидательным трудом, общественно-политической деятельностью.

Сергей Юткевич. Труднее всего отдыхать от режиссуры


Диапазон его работ был поистине удивителен: художник-график и театральный декоратор, театральный режиссер и драматург, педагог, воспитавший множество актеров и режиссеров, критик-искусствовед, написавший более десяти объемных монографий, переведенных на многие языки, и множество острых, оригинальных статей, один из основателей Союза кинематографистов и конечно же, в первую очередь кинорежиссер, создатель двадцати семи кинофильмов, разнообразных по тематике, жанрам, назначениям и языку. Как все это можно было успеть? — Надо переключаться!—улыбаясь, говорил Сергей Иосифович—Мейерхольд учил нас отдыхать, переключаясь: рисуя, отдыхать от режиссуры, режиссируя, отдыхать от писания, за письменным столом отдыхать от занятий с учениками, в аудитории отдыхать от публичных докладов и лекций, от выступлений хорошо отдохнуть, рисуя или посидев над статьей... Труднее всего отдыхать от режиссуры. Создание фильма поглощает тебя целиком, фильм живет в сознании и подсознании—на улице, в самолете, за едой, даже во сне, а когда фильм наконец закончен, он долго еще продолжает тебя волновать, неохотно и медленно уходя от тебя, чтобы уступить место... новому фильму. Фильмы, созданные С. И. Юткевичем, можно разделить на три основных потока, три главных тематических раздела, к которым он последовательно возвращался на протяжении всей своей творческой жизни. Первый поток—это Лениниана. Вместе с драматургом Николаем Погодиным Юткевич начал работу над «Человеком с ружьем» в 1937 году, и только производственные обстоятельства отодвинули выход картины до 1938 года. Вместе с замечательным артистом М. М. Штраухом авторы фильма сумели в нескольких сжатых эпизодах показать Ленина—вождя революции, встреча с которым круто изменяет течение жизни людей, обращая их к историческому творчеству. Ленин—руководитель государства и Ленин—внимательный и чуткий друг был показан и в фильме «Яков Свердлов», и в незавершенном фильме «Свет над Россией» («Кремлевские куранты»). А в заключительной новелле «Рассказов о Ленине» Юткевич и Штраух вместе с драматургом Е. Габриловичем отважились с великим тактом и сдержанным трагизмом показать последние дни и кончину Владимира Ильича. «Ленин в Польше»—удивительный фильм, в котором воплощены размышления Ленина о войне, о мире, о революции, о судьбах народов и отдельных людей в сложнейший период начала первой мировой войны. Смелое применение приема внутреннего монолога позволило кинозрителям следить за ходом мысли Владимира Ильича, за процессом осознания глобальных исторических событий. «Ленин в Париже» на материале воспитательной работы Ленина в школе Лонжюмо показал, как сражаются бессмертные ленинские идеи с современными лжереволюционерами, авантюристами, левацкими болтунами. К Лениниане примыкает и документальный фильм «О самом человечном», в котором Юткевич и Штраух рассказывают о своей работе над великим образом. Второй поток фильмов Юткевича отражает его постоянную заботу о сближении молодого искусства кино с литературой и театром. Сюда относятся театральные постановки пьес Шекспира. Шоу. Блока и Брехта, в которых на сцену переносились многие кинематографические приемы, и фильмы «Отелло» (короткометражный, снятый в 1940 году со студентами ВГИКа и полнометражный, цветной с участием С. Бондарчука и А. Попова), фильм «Сюжет для небольшого рассказа» о Чехове, и главным образом спектакли и фильмы по произведениям Маяковского. Огромной заслугой Юткевича является возрождение «Клопа» и «Бани», долгое время не шедших на наших сценах и поставленных им совместно с Н. Петровым и В. Плучеком в Театре сатиры. Это было событием в культурной жизни пятидесятых годов. А в фильмах «Баня», «Маяковский смеется» и телефильме «Ильинский о Маяковском» режиссер применил разнообразнейшие средства—откровенно театральные приемы, объемную и рисованную мультипликацию, художественное чтение, документальный дикторский текст. В 1973 году Юткевич восстановил, заново смонтировал и сопроводил музыкой старый, 1918 года фильм по сценарию и с участием Маяковского «Барышня и хулиган». И здесь нельзя не упомянуть о восстановлении Юткевичем по фотографиям фильма Эйзенштейна «Бежин луг» и об озвучании «Броненосца «Потемкин» и «Октября» музыкой Шостаковича. Юткевич открыл новую область режиссуры и киноведения — реставрацию классических фильмов. Смело обращался режиссер к различным кинематографическим жанрам. Им созданы «Боевой киносборник» № 7 и сатирическая комедия о фашизме— «Новые похождения Швейка», биографические фильмы о Пржевальском и Георгии Скандербеге. документальные фильмы «Анкара—сердце Турции». «Как будет голосовать избиратель», «Освобожденная Франция», «Молодость нашей страны», но больше всего фильмов он создал о русском революционном рабочем классе. К этой теме он возвращался особенно охотно, любовно. В своем первом полнометражном фильме. «Кружева», снятом в 1927 году на кружевной фабрике, бывшей Ливере. Юткевич с теплым юмором и задором показал борьбу молодых рабочих с пережитками прошлого, в «Черном парусе»—борьбу комсомольцев-рыбаков с браконьерами. «Златые горы»—один из первых советских звуковых фильмов с замечательной музыкой Шостаковича: был показан путь крестьянина к рабочему классу и революционному движению. «Встречный» (снятый совместно с Ф. Эрмлером) стал вехой в истории кино, впервые показав новое, социалистическое отношение русских рабочих к своему заводу, к своему труду. «Шахтеры» стал первым фильмом о стахановском движении. «Здравствуй Москва!»—светлая, жизнерадостная комедия о героической работе юных ремесленников в годы войны. И юмор, и трагизм, и современность, и история, и строгий документализм. и изобретательное формотворчество характеризуют фильмы Юткевича о русском рабочем классе. Невозможно переоценить вклад Юткевича в эстетику кино и киноведение. Обладая огромной эрудицией и феноменальной памятью, он охватил в своих книгах и статьях весь путь развития мирового кинематографа. Его любовь, заинтересованность, преданность киноискусству были поразительны, неутолимы. Отдавая всего себя любимому искусству, он с особой остротой чувствовал свою, личную ответственность за него. Радуясь каждому талантливому фильму, гневно негодуя на пошлость, коммерческие поделки, ремесленничество, не говоря уж о клеветничестве. приспособленчестве, лжи реакционных фильмов. Юткевич принимал к сердцу все, что происходило в мировом кино, стараясь активно вмешаться в кинематографический процесс и направить этот процесс на пути гуманизма, народности, мира. Эта великая задача осветила всю его прекрасную жизнь.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас