Кинопублицисты Германии В. Хайновский и Г. Шойман

Перед кинокамерой сидел человек в пятнистой защитной форме. На груди—фашистский «железный крест», перед ним стояла бутылка. Майор Зигфрид Мюллер по прозвищу Конго-Мюллер давал интервью. Польщенный вниманием к своей особе, он беспрестанно улыбался: ему очень хотелось понравиться. Алкоголь все больше развязывал язык, и словоохотливый вояка с наглым бахвальством описывал свои ратные «заслуги»: в рядах вермахта воевал в Польше и СССР, после войны служил американцам, затем перебрался в ЮАР, а в Конго стал командиром отряда белых карателей.

Кинопублицисты Германии В. Хайновский и Г. Шойман


Цинично расхваливая ремесло наемника, Конго-Мюллер все время упирал на то, что он-де защищает «свободный Запад» и всюду борется против коммунистов. Однако не догадывался, что это интервью у него брали именно коммунисты... Документальный фильм «Смеющийся человек. Признания убийцы», вышедший на экраны в 1966 году, стал подлинной сенсацией и принес широкую международную известность его создателям — документалистам из ГДР Вальтеру Хайновскому и Герхарду Шойману. На родине их к тому времени хорошо знали как талантливых, опытных журналистов. Работать вместе они начали на телевидении. В 1965 году Шойман и Хайновский принимают участие в сборе материалов к фильму «Команда 52», разоблачающему зверства наемников в Конго. Тогда-то в их поле зрения и попал Конго-Мюллер. С тех пор они и оператор Петер Хельмих всегда работают вместе. Так что нынешний год для прославленных кинопублицистов юбиленный исполняется 20 лет творческому содружеству. Картина «Смеющийся человек» программная для Хай-новского и Шоимана в ней сконцентрированы характерные черты их творческого метода. Не раз еще они, используя жанр документального портрета, будут раскрывать острые социальные явления, не раз будут приглашать к своим микрофонам не просто идейных противников, а ярых врагов, строить свои ленты на скрытной словесной дуэли с собеседником, будут находчиво применять прием саморазоблачения «героев». Так, в центре фильма «Часы прорицаний»—знаменитая западногерманская гадалка Бухела, услугами которой пользовались даже боннские политические деятели. Особый комизм этой сатире на невежество и мракобесие придавало то обстоятельство, что «ясновидящая» в течение многочасового интервью так и не догадалась, с кем говорит. В своем творчестве Хайновский и Шойман тяготеют к созданию тематических киноциклов. Важнейшие из них—вьетнамский (более 15 фильмов) и чилийский (9 картин), а также целый ряд лент, разоблачающих явления неонацизма и реваншизма в Германии. Большой резонанс в мире вызвал чилийский цикл Хай-новского и Шоимана Документалисты снимали на митингах Народного единства, в кварталах бедноты, в штабах контрреволюции. Они стали свидетелями ожесточенной классовой битвы и кровавого фашистского переворота. Об этом — полуторачасовой фильм «Война мумий». А лента «Сограждане!» длится всего семь минут—столько, сколько звучала по радио последняя речь С.Альенде. О несгибаемой воле заключенных двух концентрационных лагерей на севере Чили, куда проникла съемочная группа, повествует картина «Я был, я есть, я буду». В последние годы Хайновский и Шойман работали над циклом картин о Кампучии. Чудовищные злодеяния полпотовского режима потрясли мир. Прославленные публицисты представили мировой общественности полнометражный фильм «Кампучия: смерть и возрождение» (он был показан и по советскому телевидению). Второй фильм—«Ангкар». Так называлась обагренная кровью тайная организация полпотовской клики. Сейчас документалисты работают над большой картиной об участии в борьбе за мир бывших генералов НАТО. Традиционная для творчества мастеров антивоенная тема обретает, таким образом, новые грани. За двадцать лет В. Хайновский, Г. Шойман и П. Хельмих создали свыше 45 политических фильмов. Есть среди них и полнометражные документальные исследования и 5—6-минутные мини-памфлеты, есть фильмы-портреты, репортажи. Картины документалистов демонстрировались в 75 странах мира. Можно составить длинный список авторитетных премий, полученных на кинофестивалях в Москве, Лейпциге Оберхаузене, Кракове, Бильбао, Гренобле. Тампере... Хайновский и Шойман избраны действительными членами Академии искусств Германии, их творчество трижды отмечалось Национальными премиями республики, а также Золотой медалью Всемирного Совета Мира. Их яркие, смелые, наступательные фильмы живут и борются. Против империализма, фашизма, войны.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас