Дьябло Коди. «Оскар» за сценарий

После того как Дьябло Коди получила «Оскар» за сценарий «Джуно», многие предполагали, что ее новый проект тоже будет мелодрамой. Однако Коди обманула ожидания журналистов и написала комедийный хоррор о сногсшибательно красивой старшекласснице, в которую вселился демон-людоед. Сценарий «Тела Дженнифер» тут же был продан продюсерам, и теперь снятая на его основе картина, в которой сыграли Меган Фокс и Аманда Сейфрид, выходит в российский прокат.

Дьябло Коди. «Оскар» за сценарий


Труженица шеста

Если вы хотите прославиться, не пишите сценариев для Голливуда. Нет, правда, не пишите. Конечно, таким образом можно хорошо заработать - особенно если вы придумаете череду высокодоходных блокбастеров. Но подлинная голливудская слава - с фотографиями на обложках, бесконечными интервью и толпами папарацци у ворот вашего особняка - вас почти наверняка обойдет стороной. Эти почести зарезервированы для актеров и телеведущих, в меньшей степени - для продюсеров и режиссеров. Сценаристы же не интересуют охотников за сенсациями. Даже несмотря на то, что они внесли куда больший вклад в успех многих фильмов, чем прочие создатели этих лент.

Тут можно было бы написать, что из этого правила бывают исключения, и привести в пример Дьябло Коди. Которая попала на журнальные обложки, написав всего один экранизированный сценарий. Однако достаточно вчитаться в биографию Коди, чтобы понять, что секрет ее славы - далеко не только 150-миллионные американские сборы «Джуно». В Голливуде много людей, причастных к огромным доходам. Но лишь немногие из них могут похвастаться прошлым в стриптизе. Коди - может. Уроженка чикагского пригорода Брук Бьюзи, взявшая громкий псевдоним Дьябло Коди, начала публиковаться в Интернете, когда работала секретаршей в Чикаго. Она вела пародийный блог "Красная секретарша» от имени девушки, якобы живущей в Минске. Кто-то другой использовал бы этот блог для политических дискуссий, но Коди было интереснее описывать собственную личную жизнь на ломаном английском. Поскольку тогдашняя личная жизнь Коди не представляла интереса ни на английском, ни на белорусском, "«Красная секретарша» не имела никакого резонанса.

Однако она выработала у Коди привычку вести блог, которая пригодилась, когда девушка однажды от скуки выступила в стриптиз-клубе во время «вечера любительниц». Танцевать вокруг шеста Коди так понравилось, что она прошла обучение, уволилась с работы и стала профессиональной стриптизершей. Разумеется, Коди не собиралась делать карьеру в эротическом шоубизнесе. Трезвый взгляд в зеркало всякий раз подтверждал, что без череды пластических операций большие доходы в стриптизе ее не ждут. Зато, танцуя у шеста, Коди могла собирать материал для документальной книги, написанной с точки зрения интеллектуалки с высшим журналистским образованием. А поскольку такие женщины обычно пишут о занятиях вроде стриптиза только с чужих слов, то у книги Коди были шансы выделиться на книжных полках магазинов. Чтобы заложить почву для издания книги, девушка вела язвительный блог под названием Pussy Ranch, и он оказался достаточно популярен, чтобы привлечь внимание творческого агента и редакции городской газеты Миннеаполиса, где Коди в то время жила. Так Дьябло получила работу колумнистки в разделе о развлечениях и контракт на издание книги «Кэнди-герл». Год жизни нетипичной стриптизерши». После чего с радостью распрощалась со стриптизом и занялась журналистикой.

Девочка с животом

Надеясь выбить для своей клиентки контракт на написание сценария по мотивам «Кэнди-герл», агент Коди убедил ее подготовить и представить голливудцам образец ее сценарного творчества. Просто для того, чтобы продюсеры знали, что имеют дело с талантливой авторшей. В то время у Коди не было никакого желания писать сценарии. Она хотела прославиться как писательница - самостоятельный творец, а не винтик «фабрики грез». Но, поддавшись на уговоры агента, она за семь недель написала «Джуно», собрав в сюжете перипетии из жизни школьных подруг и мужа, который вырос в приемной семье и как раз в то время разыскал своих настоящих родителей. Когда в Голливуде прочли «Джуно», о «Кэндигерл» сразу забыли. Хотя, конечно, путь к экранизации сценария не был простым. Не каждый студийный босс согласится вложиться в фильм о старшекласснице, которая беременеет. Даже если героиня не делает аборт, а ищет для ребенка приемных родителей. К тому же тогда, в 2005-м, дебютный фильм Джейсона Райтмена «Здесь курят» еще не вышел на экраны и не номинировался на два «Золотых глобуса». Так что продюсеры сомневались, стоит ли поручать «Джуно» постановщику, известному лишь по видеоклипам.

Не была гарантией кассового успеха и исполнительница главной роли Эллен Пейдж, за спиной которой имелись лишь второсортные постановки и скандальный малобюджетный триллер «Леденец». Однако фильм «Джуно» все же был снят. С осени 2007 года он начал шествие по международным фестивалям, и вскоре стало ясно, что Райтмен снял как минимум культовый хит. А когда в декабре «Джуно» добралась до проката, она буквально взяла штурмом массовую аудиторию. Америка, как уже говорилось, принесла продюсерам 150 миллионов долларов, а зарубежные зрители добавили еще 90 миллионов. Плюс «Оскар» для Коди, три престижных номинации на статуэтки и жаркие перепалки в блогах и прессе - как о политических аспектах сценария, так и о литературном стиле Коди, своеобразие диалогов которой трудно передать в переводе на русский. Тут-то журналисты и сообразили, что Дьябло - не просто девушка из Чикаго, написавшая один-единственный сценарий, а бывшая стриптизерша, журналистка и практически контркультурная героиня. Которая при этом достаточно респектабельна и трудолюбива. В общем, символ феминизма. И Коди накрыла настоящая голливудская слава. Райтмен и Пейдж просто утонули в тени писательницы. Уникальный случай в американской истории.

Страшные девушки

Как только первые восторги по поводу Коди прошли, встал неизбежный вопрос: что дальше? Фильм о жизни стриптизерш? Новая школьная мелодрама? Феминистский манифест? Если бы раньше Коди писала сценарии в стол, у нее не было бы проблем. Но ей надо было что-то придумать с нуля. И как можно быстрее, пока ее не забыли. Не мудрствуя лукаво Коди вновь обратилась к своим школьным воспоминаниям и решила написать что-нибудь уже не о девушках, с которыми общалась, а о тех, кого старалась избегать. Например, о напористых красотках из группы поддержки, готовых на все, чтобы считаться школьными королевами. Как вы относитесь к стереотипам из серии «все бабы дуры, а мужики козлы» или «женщина за рулем - обезьяна с гранатой»? (Последнему стереотипу, кстати, обязана своим названием комедия Леандра Хаусманна "Почему мужчины никогда не слушают, а женщины не умеют парковаться», вышедшая на российские экраны в конце августа.) У меня они вызывают по меньшей мере недоумение, ибо, как всякое обобщение, эти заявления верны лишь отчасти. Причем часть эта нередко даже не большая. Так или иначе, самый смешной стереотип связан с цветом волос. Причем волос исключительно женских.

Никто не делит мужчин на блондинов и брюнетов, зато анекдоты про тупых блондинок плодятся с невероятной скоростью, а брюнеток в противовес по умолчанию считают умными и коварными. Кстати, досталось и рыжим, которых упрекают в излишней любвеобильности и, как следствие, неверности. Но они обычно оказываются в стороне, и в кино, как и в литературе, войны разгораются между блондинками и брюнетками. Что характерно, при всей незыблемости установки, что блондинки не отличаются большим умом, исход их эпических схваток с брюнетками никогда не был предрешенным изначально. Хотя в хоррорах жертвами почти всегда становятся блондинки, что повелось со времен Хичкока, питавшего к ним слабость. И уж совсем смешно говорить об этом вековом противопоставлении, если подумать о том, сколько блондинок фальшивых. Ну, то есть крашеных. Неужели если серая мышка, закончившая школу с золотой медалью и не желающая мириться с невзрачностью своих пепельно-русых волос, покрасится в блондинку, то она в один миг поглупеет?

Не сказать, что я все время об этом думаю, но, сталкиваясь с проектами типа «Тела Дженнифер», где брюнетке Меган Фокс противостоит блондинка Аманда Сейфрид, невольно улыбаюсь. В конечном итоге цвет совершенно не важен. Можно сколько угодно говорить «я люблю брюнеток» или "я терпеть не могу блондинок» - сердцу не прикажешь, и, встретив любовь всей своей жизни, думать забудешь про эти глупые установки. На этом, в сущности, и держится интрига в извечном противостоянии - победить может любая из сторон. В этом даже не обязательно должна иметься мораль. Просто автору так захотелось. И это здорово - хоть так убежать от стереотипов. Конечно, ни одна уважающая себя «академическая» феминистка не назовет трэш-хоррор феминистским жанром. Создатели подобных лент редко скрывают, что одна из их задач - показать как можно больше красивых испуганных девушек разной степени раздетости и окровавленное™. Но именно поэтому главными героинями трэш-хорроров часто оказываются девушки, и жанр, сам того не желая, вступает на территорию феминистской логики. Согласно которой женщина должна сама о себе заботиться, а не полагаться на «рыцарей» и «Принцев». Так что для Коди хоррор был идеальным жанром. С одной стороны, феминистская сюжетная логика. С другой стороны, та «патриархальная» эксплуатация женского тела, которая некогда затянула девушку в стрип-клуб. Коди училась в католической школе, воспитывалась в консервативной семье, и по «Джуно» было заметно, что в глубине души сценаристка более патриархальна, чем многие ее поклонницы решаются признать.

Собственно, фильм потому и стал коммерческим хитом, что удержался в политическом центре. Пусть и с заметным уклоном в сторону феминизма. Наконец, хорроры всегда привлекали Коди как зрелища - с тех пор, как она девочкой посмотрела «Полтергейст». Когда Коди начала работать над сценарием,она планировала написать мрачную, «атмосферную», по-настоящему страшную историю. Но, сделав работу на треть, сценаристка поняла, что пристрастие к берному» юмору постепенно берет верх и что фильм плавно переходит в трагикомедию. С кровью и смертями, но смешную. Так что Коди вернулась к началу и переписала сценарий в новом стиле, утешив себя тем, что комедии и хорроры не столь уж принципиально различаются. Поскольку оба жанра провоцируют зрителей на прямые, «физиологические» реакции.Только в одном случае это смех, а в другом - крик ужаса. Будь Коди настоящим консерватором, она, возможно, написала бы сценарий о школьной красотке, которая по своему почину связывается с Сатаной и позволяет тому вселиться в ее тело.

Но поскольку Коди - феминистка, то она сочинила историю о девушке, которую приносят в жертву Сатане. Поскольку бездарным парням из рок-группы нужна потусторонняя помощь и они думают, что Дженнифер - как раз та девственница, которая придется дьяволу по вкусу. Но так как девушка уже давно не девственница (чего вы хотели от напористой школьницы XXI века?), Сатана не принимает жертву и возвращает девушку к жизни. В виде демона-людоеда. Так что фильм одновременно и главную героиню монстром показывает, и для мужчин находит пару ласковых. Как и в «Джуно», Коди вывела на передний сюжетный план женские отношения и увела романтическую линию в фон повествования. В случае «Тела Дженнифер» это значит, что поведение демонической героини поначалу не вызывает особых протестов у ее лучшей подруги — «тихой мышки» Аниты. Поскольку Дженнифер поедает парней, которые, возможно, этого заслуживают. Но когда демоница добирается до Чипа, на которого Анита положила глаз, дружба девушек заканчивается и начинается война. По сути своей, обычная девичья война из-за парня, но с поправкой на кровавые обстоятельства.

Дата размещения: 11-11-2019, 11:32
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.