Тимофей Левчук. Право быть художником

Тимофей Левчук подал заявление на режиссерский факультет Киевского киноинститута. В те годы здесь преподавали Л. Кулешов. А. Корнейчук. Н. Бажан. Большое влияние на молодого Т. Левчука оказали вдохновенные лекции Александра Петровича Довженко, учившего будущих кинематографистов относиться к своему делу с величайшей гражданской ответственностью. В 1934 году выпускник института Тимофей Левчук приходит на Киевскую киностудию, с которой связана вся его дальнейшая судьба. Начинает он как ассистент режиссера в картине «Прометей»; постановщиком ее был И. Кавалеридзе. с ним Т. Левчук уже встречался, когда проходил студенческую производственную практику на съемках фильма «Колиивщи-на». Затем был фильм «Всадники», работа с замечательным мастером экрана И. Савченко, во многом обогатившая представления молодого кинематографиста об искусстве режиссуры.

Тимофей Левчук. Право быть художником


Достижения украинского киноискусства 30-х годов определили художественное мировоззрение Тимофея Васильевича Левчука. Творческое лицо студии в те годы представляли такие выдающиеся кинематографисты, как А. Довженко. И. Пырьев. И. Кавалеридзе. И. Савченко, Л. Луков, А.Роом. Н. Экк — кинорежиссеры разных жанровых и стилевых пристрастий. Влюбленность в свою профессию, энтузиазм, жизнерадостность, самодисциплина, партийность мышления снискали Т. Левчуку репутацию профессионального, квалифицированного производственника, с которым охотно работали опытные мастера. И сам он стремится овладеть всем лучшим, что черпает в опыте старших товарищей. Уверенный путь восхождения молодого кинематографиста по ступеням профессионализма был прерван 22 июня 1941 года. Уже в первые дни войны Тимофей Васильевич шел в штыковую атаку на земле Львовщины. Бережно хранит он старенькую географическую карту, на которой отмечены важнейшие этапы его долгого, трудного пути по дорогам Великой Отечественной. Корсунь-Шевченковский, Бухарест, Будапешт. Вена.

Отгремели бои. воины-победители возвращались домой. Киев лежал в руинах. Киностудия разграблена, в большом павильоне, построенном незадолго до войны, гитлеровцы устроили конюшню. Работы, порой самой трудной, черной, было и вместе с товарищами демобилизованный фронтовик Т. Левчук взялся за восстановление кинопроизводства. В 1949 году Левчуку поручают первую самостоятельную постановку—документальный фильм «Заря над Карпатами»—о самой молодой области Советской Украины. Материал киноочерка требовал от автора политической зрелости, умения глубоко осмыслить и точно отобразить непростые социальные процессы, происходящие здесь. Запомнились многие кинокадры той давней ленты. С какой удалью плотогоны («бокараши»), бесстрашные покорители бурных карпатских рек, сплавляют лес для послевоенных новостроек! Т. Левчук стремится проследить судьбу прекрасного края, земли, которую много веков безжалостно топтали иноземные поработители, увидеть горизонты, открытые народу Советской властью. Сопоставление прошлого и современности, динамичные монтажные стыки дают яркое представление о глубине происходящих здесь исторических сдвигов.

В фильме много музыки, народных песен, выразительных фольклорных деталей. С той поры Т. Левчук более трех десятилетий работает режиссером-постановщиком на Киевской киностудии имени А. П. Довженко. В его творческой биографии были фильмы, воскрешающие события истории родной земли («Пламя гнева»—о борьбе украинского народа за воссоединение с Россией в XVII веке, «Иван Франко» — о великом поэте Украины), экранизации литературных произведений «В степях Украины» и «Калиновая роща» (по пьесам А. Корнейчука). Героями его картин становятся славные представители украинской интеллигенции, посвятившие себя борьбе за народное счастье («Семья Коцюбинских»), и-великий французский писатель («Ошибка Оно-ре де Бальзака»). Но главный, неизменный интерес режиссера Т. Левчука всегда вызывал образ нашего современника, человека яркого, сильного, многогранного, наделенного живым умом, горячим сердцем, деятельной натурой Человека, беспредельно преданного своей Родине и народу, способного во имя их счастья на любые жертвы. Именно эти черты советского человека характерны для нескольких поколений рабочей семьи, представителей прославленного завода «Арсенал» в трилогии «Киевлянка» (последняя серия носила название «Наследники»). Эта работа, а затем и кинокартина «Два года над пропастью» явились этапными на пути Тимофея Левчука к осуществлению грандиозного эпического кинополотна «Дума о Ковпаке», ставшего подлинным апофеозом творчества режиссера. Трилогию «Дума о Ковпаке» составляют фильмы «Набат» (1974), «Буран» (1978) и «Карпаты, Карпаты...» (1978). Они сливаются в цельную поэму о народном подвиге. В фильме убедительно воплощена мысль о единстве устремлений народных масс и Коммунистической партии, на конкретных судьбах исследуются истоки советского патриотизма. Каждый из героев этого произведения—будь то реально существовавший, прославленный вожак партизанского движения, чье имя стало легендарным, или эпизодиче ский вымышленный персонаж—несет в себе правду народного характера, воистину глубокого, интересного и самобытного. Таков один из основных идейно-художественных принципов творчества режиссера. Сидора Артемьевича Ковпака советские люди узнали сначала как знаменитого партизанского генерала, дважды Героя Советского Союза, а затем, в послевоенные годы— активного государственного, общественного деятеля. Создавая его образ на экране, Т. Левчук стремился к предельной достоверности, вплоть до воплощения деталей внешности, особенностей речи, интонаций, пластики. Но зрители, лично знавшие Ковпака, говорили после просмотров фильма не только о внешнем сходстве, достигнутом в фильме С^ГрНкгТеЛем Р°ли—народным артистом К. Степанковым, но и об убедительном, Достоверном раскрытии главных, оп- ределяющих черт этого могучего народного характера. Трилогия «Дума о Ковпаке» явилась новой яркой вехой творческого пути художника и коммуниста Тимофея Васильевича Левчука. Новый фильм Т. Левчука «От Буга до Вислы», вышедший на экраны в минувшем году, как бы продолжает киноэпопею о Ковпаке. Но вместе с тем это произведение вполне самостоятельное. И принцип его построения иной. В отличие от трилогии здесь нвт персонажа, который являлся бы, так сказать, идейно-художественным средоточием произведения: в центре внимания авторов фильма—собирательный, коллективный образ советского солдата-освободителя.

«Летописцем» происходящих на экране событий стал писатель Петр Петрович Вершигора, бывший начальник разведки в соединении Ковпака, а потом командир Первой Украинской партизанской дивизии, освобождавшей Польшу от гитлеровских захватчиков. Новая картина раскрывает еще одну славную страницу истории Советской Армии, принесшей мир и счастье народам Европы. Сегодня Тимофей Васильевич Левчук увлечен новой работой—он начал съемки фильма «Если враг не сдается...»—об одном из решающих, поворотных сражений Великой Отечественной войны—о Корсунь-Шевченковской битве, непосредственным участником которой был он сам. Удивительно трудолюбив этот художник! Он не знает «простоев» в работе. В перерывах между киносъемками Т. Левчук много ездит по стране, встречается с советскими и зарубежными кинозрителями, делится с ними своими планами, раздумьями, всегда пытливо вглядывается в то, как и чем живут люди. Как-то я застал Тимофея Васильевича за рукописью. В ту нашу встречу он подарил мне недавно вышедшую книгу «Кинорежиссура», написанную им совместно с режиссером В. Ильяшенко. Этот объемистый труд пронизан чувством глубокой отаетственности перед читателями. В нем обобщен, в частности, опыт многолетнего творческого сотрудничества с интереснейшими людьми—мастерами советской литературы и искусства, ведь в создании фильмов Т. Левчука участвовали А. Корнейчук, Н. Рыбак, А. Левада. А. Первенцев, И. Болгарин, В. Смирнов, Е. Оноприенко и многие другие известные писатели, кинодраматурги. Немало времени и сил отдает он общению с молодыми своими коллегами, преподавательской деятельности в Киевском институте театрального искусства имени И. Карпенко-Карого. Ученики профессора Т. В. Левчука—студенты кинофакультета и начинающие режиссеры киностудии имени А. П. Довженко — высоко ценят его вдумчивые, доброжелательные замечания, конструктивные советы, помогающие постичь искусство современной кинорежиссуры. Лауреат Государственной премии УССР имени Т. Шевченко, депутат Верховного Совета УССР, первый секретарь правления Союза кинематографистов Украины, секретарь правления Союза кинематографистов СССР, он всегда в гуще народной жизни, всегда несет людям слово партии. На недавнем XXVI съезде коммунистов Украины Т. В. Левчук вторично избран кандидатом а члены ЦК Компартии Украины. — За годы работы в кинематографе.— говорит Т. В. Левчук,— встречаясь с коллегами в Союзе кинематографистов, с молодежью на кинофакультете да и просто размышляя наедине с собой, я усвоил непреложную истину: кинорежиссура—это профессия, которую никогда нельзя считать освоенной до конца. Она—вечно живое творчество. Каждый радостный успех или горькая неудача на твоем творческом пути всегда приносит новые проблемы, новые вопросы. Каждый шаг вперед вскрывает новые и новые трудности. Сопоставляя свою работу, деятельность всей кинематографии моей республики с тем. чем живет сегодня наш народ, я отчетливо вижу, как много еще надо сделать, чтобы оправдать высокое звание художника.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас