Сергей Колосов. Первопроходцам всегда трудно

С кино Сергей Колосов встретился в раннем возрасте, чтобы затем расстаться с ним надолго. Он рос в Москве, на Красной Пресне, возле Горбатого моста, где в 30-е годы велись съемки многих фильмов. Школьником стал участвовать в массовках. Сегодня, с улыбкой вспоминая свой послужной список «массовочника».

Сергей Колосов. Первопроходцам всегда трудно


Колосов называет «Окоаину» Б. Баонета и «Поколение победителей» В. Строевой, «Ленин в Октябре» М. Ромма и «Александр Невский» С. Эйзенштейна—фильмы, в которых ему довелось принимать участие. Эти встречи с кино определили выбор профессии: он решил пойти в театральный институт. В ГИТИСе Колосов учился у Алексея Дмитриевича Попова, замечательного советского режиссера и педагога Оканчивал Колосов институт уже после войны. Тогда же он впервые встретился с телевидением, правда, встреча эта была, как говорится, «на чужой территории» — спектакль «Наследники- передавали в эфир.
— Работники телевидения,— вспоминает С. Колосов,— при подготовке передачи обрушили на меня неведомые прежде требования вроде непременных диагональных мизансцен. И все это объясняли спецификой телеэкрана. Я был новичком, вынужден был покориться, а потом выслушивал недоуменные вопросы своих коллег по театру, увидевших спектакль на экране телевизора. И тогда понял, что нужно осваивать возможности телевидения самому.
Но прежде чем С. Колосов пришел к самостоятельной деятельности в телевизионном кино, он работал в московских театрах, ставил радиоспектакли, осваивал азы экранного искусства. Так случилось, что в середине 50-х годов Иван Александрович Пырьев, бывший тогда директором «Мосфильма», решил пригласить целую группу молодых, подающих надежды театральных режиссеров для работы в кино. С. Колосов изучал кинопрофессию на практике—он работал вторым режиссером у Г. Рошаля, когда тот ставил фильм «Вольница», и у Л. Арнштама при постановке «Урока истории». Он учился работе с актерами, любви и вниманию к историческим документам, навсегда сохранив в себе эти качества. Как постановщик он дебютировал на «Мосфильме» в 1958 году картиной «Солдатское сердце». Были и другие ленты, среди которых следует отметить чеховскую «Душечку», а также «Укрощение строптивой», в основе которой лежал знаменитый спектакль, поставленный в ЦТСА А. Д. Поповым. Этой работой ученик как бы отдавал долг учителю. В 1960 году на «Мосфильме» создается новое объединение—телевизионных фильмов, и Колосов работает в нем с первого дня, а с 1965 года по сей день является его художественным руководителем. Двадцать лет творческой жизни связаны с телевизионным кинематографом—это тема для особого разговора. В успехе таких полюбившихся нашему зрителю лент, как «Адъютант его превосходительства» и «Вечный зов». «Обыкновенное чудо» и «Маленькие трагедии», «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Уроки французского», немалая доля заслуги художественного руководителя объединения, умеющего привлечь к работе талантливых людей, зажечь их своим энтузиазмом. Можно, повторяю, много говорить о Колосове как вдохновителе успехов других авторов, чутком руководителе, возглавившем новое непростое дело, но мне хотелось бы прежде всего сказать о его собственных фильмах, сыгравших значительную роль в развитии нашего киноискусства. Но сперва — одно небольшое отступление. Телефильмы у нас снимают давно, еще с начала 50-х годов. В ту пору само собой сложилось и стало общепризнанным мнение, согласно которому телефильм не должен продолжаться долее тридцати — сорока минут, иначе, считалось, зритель начнет скучать. Более десяти лет телевизионное кино развивалось фактически в русле той формы, которую принято называть киноновеллой. И вот С. Колосов первым в нашей стране сделал непривычно длинный, состоящий из четырех полнометражных серий фильм. Он назывался «Вызываем огонь на себя» и был посвящен рассказу о подлинном событии — борьбе интернационального подполья во время Великой Отечественной войны в поселке Сеша на Брянщине, где была расположена крупнейшая фашистская авиабаза. С. Колосов — сценарист и режиссер—при работе над этим фильмом (как, впрочем, и над последующими) параллельно подготовке к съемкам вел своеобразное историческое расследование, при котором обнаруживались новые поразительные факты, открывались скрытые прежде детали, расшифровывались неведомые ранее имена героев-подпольщиков. Первенец советского многосерийного кино имел громадный успех; зрители старшего и среднего возраста, конечно, хорошо помнят это. Фильм вышел в эфир в год двадцатилетия Победы, в те февральские дни, когда страна отмечала праздник Советской Армии, не успели пройти по голубым экранам все серии, как по многочисленным просьбам их пришлось повторить вновь. Имена героев сешинского подполья стали широко известны миллионам людей. Руководителю группы подпольщиков Анне Морозовой было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза, другие участники группы награждены орденами и медалями. Следующая крупная работа С. Колосова появилась в 1967 году. Это был четырехсерийный фильм «Операция «Трест» — пожалуй, наиболее совершенное творение режиссера. В нем счастливо соединились все таланты Колосова: его умение скрупулезно точно и одновременно увлекательно рассказать о подлинных фактах истории, чутье на актерские таланты и способность к полному раскрытию их на киноэкране. Сегодня снимается много, даже, может быть, слишком много фильмов, повествующих о деятельности нашей контрразведки. Есть даже лента, посвященная тем же событиям. Но, думается, не ошибусь, сказав, что «Операция «Трест» — одно из очень немногочисленных произведений, которые надолго останутся и в памяти зрителей и в суждениях теоретиков как образец новаторского решения сложной темы. С. Колосов смело использовал в основанном на подлинных документах художественном фильме такие публицистические приемы, как интервью с реальными людьми, участниками давних событий, репортаж с мест, где они происходили, комментарий современника-специалиста, архивные материалы и кинодокументы. От этого история, разыгранная на экране такими превосходными актерами, как А. Джигарханян, И. Горбачев, Л. Касаткина, Д. Банионис, обрела особую достоверность. Сегодня использование средств кинопублицистики в игровой ленте уже не редкость. Некоторые из нынешних режиссеров готовы даже превратить эти приемы в навязчивую моду. Достижением Колосова в его многосерийных лентах было умение органически связать новые кинематографические средства с тем содержанием, которое они призваны выразить. Надо сказать, что, работая в сфере остродраматического материала подлинной истории, режиссер никогда не соблазнялся возможностью снять эдакий лихой детектив с закрученным сюжетом, леденящими душу погонями, перестрелками, потасовками. Для него главным в творчестве всегда была общественно значимая тема, столкновение противоборствующих идеологий, жизненных принципов, социальных устремлений. Задумывая каждую свою новую работу, он исходил прежде всего из масштаба поставленной перед собой художественной цели. «Операция «Трест», «Вызываем огонь на себя» и «Диалог» — крупнейшие его многосерийные произведения посвящены таким узловым моментам истории Советского государства, как защита молодой, недавно победившей революции, битва с вторгшимися на нашу землю фашистскими полчищами, борьба за сохранение мира и разрядку международной напряженности в наши дни. Каждый раз режиссер находит в важнейшем для нашего народа событии определенные аспекты, которые насыщены подлинным драматизмом; в отличие от авторов, склонных видеть людей через события, он предпочитает раскрывать события через людей. Позтому-то в лучших его работах в центр всегда поставлен человек с его богатым внутренним миром, его судьба, его отношения с другими людьми. Полученное Колосовым еще в молодости умение бережно, любовно работать с актерами, доверять им стало важной чертой его произведений: главные герои сохраняются в памяти надолго. Поэтому, наверное, для многих зрителей — да и критиков тоже — имя Колосова неразрывно связано с именами актеров, открытых им или же проявивших себя с новой стороны в его фильмах. Тут следует особо сказать о Людмиле Касаткиной, лучшие киноработы которой — роли Ани Морозовой в «Вызываем огонь на себя», Марии Захарченко в «Операции «Трест», Анны Широковой в «Диалоге» — выполнены под руководством С. Колосова. Л. Касаткина исполняет главные роли и в его фильмах, снятых для «большого» экрана,— «Помни имя свое» и в заканчиваемой в настоящее время картине «Мадам Мзр Мари». Эти ленты, отделенные друг от друга почти десятилетием, связаны постоянной для режиссера приверженностью к подлинным историческим фактам, к героической теме. В первой из них, получившей широкое признание наших зрителей, рассказывается основанная на фактах история советской женщины, узницы Освенцима, которая через много лет после войны нашла своего сына, разлученного с нею в концлагере. Во второй, тоже необычной по сюжету, мы узнаем о Елизавете Кузьминой-Караваевой— монашке матери Марии, которая во время войны сражалась в рядах французского Сопротивления. В своих планах — у Сергея Николаевича их всегда много—режиссер вновь обращается к героическим страницам истории. Он задумал рассказать на экране о мюнхенском сговоре, открывшем Гитлеру путь к нападению на СССР. Значит, вновь скрупулезно изучаемые исторические документы, исследовательское проникновение в материал, настойчивый поиск. Иначе и быть не может: ведь первопроходцам всегда трудно.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас