Связь времен

Ежегодные праздники киноискусства—всесоюзные кинофестивали—стали традиционной формой отчета кинематографистов перед зрителями. В конкурсном показе участвовало около ста картин—художественных (в том числе для детей и юношества), документальных, научно-популярных, мультипликационных. Фестивальный экран явил собой широкую панораму, отмеченную тематическим, жанровым, стилистическим разнообразием, засвидетельствовал плодотворность связей киноискусства с традициями национальных культур, еще раз убедительно подтвердил стремление мастеров советского кино всех поколений правдиво и талантливо рассказать о сегодняшнем дне своего народа и поучительных страницах прошлого.

Связь времен


Здесь звучит предостережение, здесь извлекаются примеры высочайшего мужества и патриотизма, здесь обнаруживается тот нравственный ориентир, каким поверяются наши сегодняшние дела и поступки. Советский кинематограф располагает богатейшими традициями в воплощении материала Великой Отечественной. Нестареющая и неистощимая эта тема раскрывается разными своими сторонами, предстает и в масштабных полотнах, и в историях отдельных подвигов, и в батальных фресках, и в жанре народной драмы Она знает эпическую, трагедийную, героико-романтическую трактовку, предпринимает выходы за хронологические рамки военных лет—тут и изображение горьких последствий войны в судьбах людей, и размышления о великом значении Победы над фашизмом в истории народов. Экран фестиваля дает нам новые примерь! разностороннего освоения военной темы. Опыт публицистического осмысления проблемы войны и мира предпринят в картине «Победа», поставленной Е. Матвеевым по одноименному роману А. Чаковского (сценарий Е. Матвеева и В. Трунина). С хроникальной обстоятельностью фильм воссоздает два крупнейших политических события — Потсдамскую конференцию и Совещание в Хельсинки. 1945 и 1975 годы становятся здесь теми вершинами, с которых просматриваются этапы борьбы советского народа за мир и его сохранение. К сожалению, художественная убедительность человеческих характеров оказывается порой ниже уровня, какого достигают политический пафос фильма и его публицистическая страстность. Ту линию нашего искусства, которая связана с изображением человека в ратном деле, с исследованием нравственно-психологических истоков мужества, успешно продолжает картина «Отряд», поставленная на Литовской киностудии режиссером А.Симоновым. Показывая небольшую группу красноармейцев, стойко сражавшихся в первые недели войны в условиях вражеского окружения, авторы впечатляюще раскрывают перед нами патриотическую силу народа, его не сломленный в тягчайшие минуты дух, ставший залогом грядущих побед. Удача фильма оказалась во многом предрешена талантливым сценарием кинодраматурга Е.Григорьева. Логическим продолжением военной темы звучат картины «Радуница» и «Фронт в отчем доме». Кровоточит память персонажей «Радуницы», жителей современной белорусской деревни, где нет, кажется, ни одной семьи, ни одного дома, откуда война не унесла бы жертв. В день поминовения погибших люди с особенной остротой ощущают свою кровную связь с теми, кого уже нет, друг с другом, с родной землей. Ради счастливой жизни на родной земле погибает в 1944 году парторг одной из латвийских волостей, Антон Пайпала. Погибает не на фронте—в только что освобожденном от фашистской оккупации, претерпевающем резкое социальное расслоение родном селе, где он вступает в нелегкую борьбу за общественные преобразования, основанные на принципах справедливости, человечности. Обращение к событиям и людям Великой Отечественной войны, борьбы с фашизмом дало нам ряд новых ярких работ в документальном кино. Программа фестиваля стала убедительным свидетельством того, как актуально может звучать слово публицистов экрана, когда материал истории осмысливается с позиций сегодняшнего дня, смыкается с заботами и устремлениями современности. Точно воссозданные сценаристом И. Ицковым и режиссером М. Бабак в фильме «Маршал Жуков. Страницы биографии» (ЦСДФ) вехи жизненного пути выдающегося полководца позволяют еще раз осознать истоки победы над фашизмом Высоким гуманистическим пафосом, основанным на суровой, неприукрашенной правде, потрясает документальный цикл писательницы С. Алексиевич и режиссера В. Дашука «У войны не женское лицо» («Беларусьфильм»). Ярко показывает красоту нравственного облика нашего воина-победителя лента ленинградских документалистов «Тогда в 45-м». Идеями интернационализма пронизана картина режиссера А. Фернандеса «Тревожное небо Испании» («Укркинохроника»). посвященная советским летчикам, пришедшим на помощь испанскому народу в борьбе с фашизмом. Ощущение связи нынешнего дня с движением времени поддерживают и произведения искусства, черпающие материал в биографиях замечательных людей. Насущному стремлению прикоснуться к личности и наследию одного из духовных патриархов человечества отвечает картина С.Герасимова «Лев Толстой», посвященная последним годам жизни писателя. Трудно переоценить ее воспитательное значение: она несет мысль о святой неуспокоенности души, о величии непрестанной нравственной работы, ее заряжает энергия поиска правды, в ней высоко поднято понятие человеческой совести. Средствами научно-популярного кино впечатляюще воссоздана в трилогии «Неру», сделанной кинематографистами «Центрнаучфильма» и их индийскими коллегами, история жизни замечательного сына индийского народа, выдающегося политического деятеля, пользовавшегося огромным международным авторитетом, борца за социальный прогресс, верного друга нашей страны. Примечательна в творческом и познавательном отношении украинская научно-популярная картина «Звезда Вавилова», рассказывающая о выдающемся советском ученом, естествоиспытателе и путешественнике, внесшем огромный вклад в науку о селекции. Многосторонним и разнообразным предстает сопряжение событий, принадлежащих прошлому, с проблематикой, волнующей современника. Своеобразием киноязыка и творческих приемов отличаются средства выразительности, найденные художниками на этом пути. Круг народного эпоса, поэтический мир древних предании и легенд вдохновил киргизского режиссера Толомуша Океева на создание произведения, отмеченного философичностью раздумьями о взаимосвязях человека с людьми, с родной землей, с матерью-природой. В поставленном им фильме «Потомок Белого Барса» предпринята серьезная попытка освоения эпической фольклорное традиции. Похожа на притчу история, положенная в основу картины грузинского режиссера Г. Шенгелая «Путешествие молодого композитора». Сюжет относится к временам, последовавшим за поражением революции 1905 года, но особенность поэтики фильма в том, что звучание его шире: речь идет о выборе позиции человеком в переломные моменты истории, о пагубности, которую влекут за собой и попытки невмешательства, и псевдореволюционный авантюризм. В трагикомическом ключе, в смелом сближении печального и смешного решена картина «Танго нашего детства» («Арменфильм»). Режиссер А.Мкртчян и прекрасный ансамбль актеров (прежде всего исполнительница главной роли Г. Новенц) хорошо знают, сколь много говорит человеческому сердцу и сколь ценится сегодня зрителями открытая эмоциональность. Именно такой подкупающей эмоциональной раскованностью и наделяют они свое лирико-ностальгическое воспоминание о послевоенных годах, воспоминание, сюжет которого составляет семейная драма. Широту творческих поисков, предпринятую мастерами экрана, засвидетельствовали многие картины фестивальной программы. Здесь надо назвать и обостренную гуманность режиссерской работы Н. Губенко, проявившуюся в его картине «И жизнь, и слезы, и любовь...», где постановщик нашел талантливого реализатора своей художественной задачи в лице великолепного актера Ф.Никитина. Здесь надо назвать и те находки поэтической образности, какими отмечена режиссура X. Нарлиева в ленте «Фраги—разлученный со счастьем», посвященной юности выдающегося туркменского поэта и мыслителя Махтумкули. Здесь надо назвать и высокое мастерство, обнаруженное представителями многих творческих специальностей, — операторами Л. Пааташвили («Путешествие молодого композитора») и И. Грицюсом («Отряд»), художником Ю. Кладиенко («И жизнь, и слезы, и любовь...»), узбекским мультипликатором Н. Туляходжаевым, изобретательно интерпретировавшим в рисованном фильме «Будет ласковый дождь» одноименный рассказ Р. Брэдбери, латвийским режиссером-документалистом Г.Франком, чья картина «До опасной черты» предъявляет суровый моральный счет человеку, призывает его к строгой ответственности за свои поступки. Здесь надо упомянуть и о тех во многом небезуспешных попытках разработки современной политической проблематики, какие предприняты в фильмах Европейская история», «Две версии одного столкновения». «Канкан в Английском парке». Обратим внимание на такую примечательную особенность фестивальной программы: с сильными, талантливыми, художественно яркими работами выступили кинематографисты многих республиканских студий. Эти работы были по достоинству принять! зрителями, высоко оценены в решениях жюри. С полным правом можно говорить о том. что советское кино не знает понятия ериферийности; уровень, лицо, престиж нашей многонациональной кинематографии определяются деятельностью всех ее отрядов. Каждый из них обогащает киноискусство своими культурными традициями, а их расцвету способствует взаимное сотрудничество. XVIII Всесоюзный еще раз дал тому убедительные подтверждения. Однако вместе с констатацией примечательных черт и отрадных достижений киноискусства приходится говорить и о том, что фестивальный экран обнаружил досадные пробелы в деятельности киностудий. Среди художественных фильмов не оказалось ни одного яркого произведения о рабочем классе и тружениках села, обнаружился дефицит впечатляющих образов героев наших дней, людей, решающих важные социальные, гражданские, производственные проблемы, которыми сейчас живет народ. Трудно переоценить значение такой стороны кинематографического творчества, как создание произведений, предназначенных юным зрителям. Между тем конкурс фильмов для детей и юношества показал, что на этом участке сложилась ситуация, заставляющая желать лучшего. Жюри не нашло возможным присудить первой премии. Надо надеяться, что такая строгая взыскательность послужит возымеющим свое действие предупреждением. В то же время жюри наградило фильмы, адресованные по преимуществу молодежи или рассказывающие взрослым о детях, но не представляющие интереса для самой детворы. Кинематографисты, работающие для младших возрастных групп, никак не были поощрены, хотя, думается, среди конкурсных лент можно обнаружить такие, что заслуживают внимания. Назовем, к примеру, веселую и добрую картину Егорка», в доходчивой и романтической форме .знакомящую маленьких зрителей со службой морских пограничников. XVIII Всесоюзный кинофестиваль прошел как большой праздник киноискусства. Он отразил ряд существенных и отрадных закономерностей в развитии советского кино, показал, какие творческие рубежи еще предстоит освоить мастерам экрана, чтобы полнее и глубже ответить на запросы и ожидания зрителей.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас