Второй международный кинофестиваль мультипликационных фильмов в Варне

Восемь дней продолжался Второй международный кинофестиваль мультипликационных фильмов в Варне Перед каждым просмотром собравшихся во Дворце культуры и спорта приветствовали веселой песенкой «Три простака» популярные рисованные персонажи, созданные известным мастером болгарской мультипликации Доньо Доневым. В зале яблоку негде было упасть. «Пять тысяч человек, которые приобрели билеты, чтобы посмотреть мультфильм!»— швейцарский режиссер Эрнест Ансорж, как и многие гости из-за рубежа, был просто потрясен.

Второй международный кинофестиваль мультипликационных фильмов в Варне


И тем не менее это так: все более популярным становится искусство мультипликации—его язык понятен всем, а возможности безграничны. «Гуманизм, движение, красота»—таков девиз смотра, в котором участвовало более двадцати стран Европы, Азии, Африки и Америки. Картины, представленные здесь, отличались богатым стилевым разнообразием, развивали лучшие традиции этого вида кинематографа. Были и просто веселые ленты, что так естественно для мультипликации, но были и произведения, отмеченные глубокой серьезностью, касающиеся проблем сохранения мира, человеческого счастья, отстаивающие социальную справедливость. Большой приз — «Золотой ряженый» присужден поэтичной киноленте японского режиссера Кахаширо Кавамото «Огненный дом», решенной в традициях национального кукольного театра. Ее красавица героиня имела столь благородное сердце, что предпочла умереть, лишь бы не страдали горячо любящие ее соперничающие юноши. Общий высокий профессиональный уровень исполнения, великолепные куклы, красочные декорации и страстно проведенная мысль о бессмертии любви и верности принесли фильму еще одну награду—медаль СИФЕЖ—Международного центра фильмов для детей и молодежи. По разряду фильмов продолжительностью до пяти минут лучшим был назван польский фильм «Оценка» режиссера Лешека Комаровского. ядовито высмеивающий принципы западной рекламы: второй здесь оказалась лента «Фарс» режиссера Димитра Петкова (Болгария). Интересно, что эту миниатюру он вместе с художником Иваном Веселиновым сделал всего за неделю. В категории фильмов от 5 до 15 минут первый приз получила работа талантливого эстонского режиссера Рейна Раамата «Большой Тылл»—рассказ о народном герое, богатыре, который по первому зову встает на защиту Отчизны. Выразительный, мужественный образ великана Тылла. сражающегося с врагами, великолепно переданная динамика битвы, яркий, характерный рисунок произвели сильное впечатление на жюри и на зрителей. Даже обыкновенный пластилин становится необыкновенно выразительным в руках мастера. Пример тому—получившая второй приз лента венгерского режиссера Чоба Варги «Обед»—смешная история о том. как рачительная хозяйка готовила обед. В пластилине сделана и отмеченная призом за лучший детский фильм лента «Динозавр» (режиссер Уилл Винтон. США). Построенный в форме диалога учительницы и непослушного, но очень любознательного ученика, полный юмора и выдумки, познавательный фильм этот смотрится легко, с интересом. И наводит на мысль о том. что мультипликация чаще должна быть использована в учебном кино. В категории фильмов от 15 до 100 минут победителями стали «Сказка о Гонзике и Марженке» (первый приз, режиссер Карел Земан. Чехословакия) и «Волшебное царство» (второй приз, режиссер Ли Мышкин, США). Как всегда выразительны куклы замечательного мультипликатора Карела Земана—нежна, прекрасна Марженка, мужествен, ловок Гонзик. Их стремление к счастью оказывается сильнее любых препятствий. В добрых диснеевских традициях сделана рисованная лента Ли Мышкина. Как заметил член жюри фестиваля советский режиссер Федор Хитрук, самое точное определение мультфильма— «кратчайший путь от мысли к образу». Такому определению вполне соответствует фильм «Самопожертвование» (приз за лучший дебют). Его автор—студент Высшего института театрального искусства по специальности мультипликация Велислав Казаков, выступивший в данном случае как режиссер, художник и мультипликатор. Он выразительно поведал с экрана историю маленькой рыбки, которая ухитрилась посадить на крючок толстую самоуверенную хищницу. Приз за лучший телевизионный фильм, являющийся частью сериала, присужден «Кассе» режиссера Леопольда Фабиана (Югославия)—фантастические похождения крошечного зловредного червячка. Диплома СИФЕЖ удостоен фильм «Инцидент» болгарского режиссера Константина Пероноски. Герои его—празднично раскрашенные пасхальные яйца. С высока смотрят они на затесавшееся среди них скромное белое яичко. И напрасно: именно эта незатейливая белянка умна, сообразительна и несет в себе жизнь—маленького желтого цыпленка. Специальный приз УНИАТЕК (Международного союза технических кинообъединений) за наиболее эффективно использованную технику при создании высокохудожественного фильма получила советская лента «Разлученные» (режиссер Николай Серебряков, оператор Александр Виханский, «Союзмультфильм»). Мастерски перенесенная на экран знаменитая сказка Юрия Олеши «Три толстяка» не оставила зрителей равнодушными. Специальным призом «Интеротелей» награжден «Зеленый медвежонок» эстонского режиссера Прийта Пярна («Таллинфильм»), изобретательно изложенная притча о призвании и таланте. Зеленый медвежонок мечтает стать настоящим фокусником, и мечта эта сбывается, потому что он смело идет к цели. На одной из пресс-конференций разгорелась дискуссия о возможностях электронной техники в мультипликации. Ярым сторонником компьютера выступил президент Международной ассоциации мультипликационного кино (АСИФА) Джон Халас, чей фильм «Дилемма» участвовал в конкурсной программе. Эта двенадцатиминутная лента сделана, как рассказал автор, всего за три месяца и озвучена также электронной музыкой. И все-таки нашлось немало противников у мультипликации, основанной на электронно-вычислительной технике. Ведь фильм делается рукой, мыслью, сердцем художника! Никакая техника неспособна выразить то, что может сказать настоящий художник! Важная часть каждого фестиваля—ретроспективы. В этом плане были интересны работы ведущих мастеров жанра—Федора Хитрука, Доньо Донева, Стояна Дукова, Поля Дрессена, Эрнеста Ансоржа, Поля Допфа и других, программы канадских и старых американских лент. Молодой международный кинофестиваль—Варненский—всесторонне отразил современное состояние мультипликационного кино. Живопись, плакат, графика, фотография, музыка, даже компьютер—все взято на вооружение. Поиски новых выразительных средств продолжаются.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас