XXIV Международный кинофестиваль в Лейпциге

И снова экран фестиваля как бы воспроизводил сейсмограмму больших и малых социальных потрясений в разных регионах планеты. Нет, это не была бесстрастная регистрация факта, судьбы, явления. Все было отмечено личностным отношением создателей лент к тому, что показывалось на экране, явным было стремление подняться до обобщения, типизации, символа.

XXIV Международный кинофестиваль в Лейпциге


Пять кинолент разных стран каждая по-своему рассказывали о получивших в минувшем году особый размах маршах мира, массовых демонстрациях и манифестациях представителей самых широких кругов общественности, протестующих против размещения американских ракет в странах Западной Европы. Фильмы, снятые по горячим следам событий, носили репортажный характер. Однако в советской картине «Марш мира» (производство ЦСДФ, постановка Л. Махнача по сценарию, созданному режиссером совместно с А. Пумпянским), повествующей о походе сторонников разоружения из Копенгагена в Париж, ставится и успешно реализуется задача осмысления социальных и политических причин, что привели в колонны манифестантов людей разных рас и вероисповеданий, разных убеждений и профессий. Краткие интервью, лаконичные зарисовки подводят зрителя этой ленты к бесспорному выводу: решение американской администрации о производстве нейтронного оружия, попытки правительства США навязать государствам Европы свою агрессивную стратегию встречают гневное осуждение тех, кто ныне участвует в масштабных акциях, направленных против «атомной смерти», за мир не только на европейском континенте, но и во всем мире. Не случайно именно эта работа советских кинематографистов была удостоена сразу двух наград: премии Всемирного Совета Мира и Главного приза международного жюри кинокритиков (ФИПРЕССИ) Лейпцигского фестиваля. Символично, что в день показа «Марша мира» в кинотеатре «Капитоль» телевидение, радио, газеты принесли весть, что в Амстердаме сотни тысяч людей приняли участие в крупнейшей за послевоенные годы в Европе антивоенной демонстрации...

В центре внимания гостей и участников фестиваля были визит Леонида Ильича Брежнева в ФРГ, новые советские мирные инициативы, направленные на дальнейшее укрепление разрядки, упрочение взаимовыгодных торгово-экономических связей между Востоком и Западом. О мирных трудовых буднях соотечественников рассказал в талантливой ленте Ле Мань Тих—сценарист, оператор и режиссер вьетнамского фильма «Переход через реку Дань Нах». Мы становимся свидетелями изобретательной, подлинно творческой деятельности небольшого отряда строителей, восстанавливающего высоковольтную линию электропередачи. Автор картины с помощью одних только пластических образов в своем одиннадцатиминутном фильме передает поэтику радостного, вдохновенного труда людей своей родины. Этот фильм удостоен высшей награды Лейпцигского фестиваля— «Золотого голубя». Такую же награду разделили и создатели двух полнометражных фильмов: «Первые плоды» (Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти, Сальвадор) и «Сальвадор: еще один Вьетнам» (США). Борьба патриотов небольшой центральноамериканской страны с реакцией ной хунтой вступила в новую стадию.

Сейчас ФНО контролирует одну треть территории всей страны. Помимо этого, у войск хунты отбито несколько административных, провинциальных центров Сальвадора. Штурм одного из них—города Перкина, длившийся более 70 часов, оживает в эпизоде нового фильма «Первые плоды». Лента рассказывает также о благотворных переменах, пришедших на освобожденные земли после изгнания жестоких и алчных помещиков-латифундистов, солдат кровавой хунты. — Кинематографисты активно участвуют не только в боях с карателями, но и в борьбе с неграмотностью, в культурно-просветительной работе среди крестьянства. Обо всем этом — «Первые плоды», произведение, которое обращаем мы к широким кругам прогрессивной общественности. И в этом смысле один из самых авторитетных кинофорумов политического филь- представитель группы «Черо а ла Искерда». Прогрессивные американские кинематографисты Тете Васконеллос, Глен Силбер и Том Сигел в своей ленте «Сальвадор: еще один Вьетнам» убедительно и страстно свидетельствуют: политика республиканской администрации США в Сальвадоре терпит крах. Военные советники, новейшие виды вооружений не в силах спасти прогнивший режим. Программа «умиротворения», унесшая в маленькой центральноамериканской стране лишь в минувшем году 20 тысяч жизней, привела к дальнейшему обострению положения во всем регионе. Поражение империализма и в этой горячей точке планеты неизбежно. Так было во Вьетнаме, так будет в Сальвадоре—такой вывод делают кинематографисты. Их работа своими корнями, боевыми, наступательными традициями, многими приемами кинорассказа теснейшим образом связана с американским социальным фильмом 30—40-х годов, ретроспектива которого была проведена в рамках Лейпцигского фестиваля. Более полувека назад, в конце 1930 года, группа энтузиастов основала «Лигу рабочего кино». За первыми лентами «Марш голодных» и «Майская демонстрация в Нью-Йорке» последовали другие, повествующие о забастовках, массовых протестах трудящихся против безработицы, нищеты, расовой дискриминации. Между прочим, большой интерес эти картины вызвали у... американских кинематографистов.

Так. скажем, Дэвида Коффа, постановщика фильма «Оккупированная Палестина», да и других документалистов США—гостей Лейпцига можно было почти всегда встретить в кинотеатре «Казино», где шел ретроспективный показ. — Посмотреть эти волнующие, яркие, ничуть не устаревшие ни по форме, ни по содержанию ленты мы смогли лишь в Лейпциге,— рассказывал Дэвид Кофф.— Имущие власть, деньги и те, кто владеет кинопрокатной сетью страны, не желают предоставлять экран фильмам этого направления. Кстати, премьера ленты «Оккупированная Палестина» смогла состояться только здесь, в Лейпциге. Когда ее первый раз пытались показать в Сан-Франциско, то во время сеанса раздался телефонный звонок и неизвестные пригрозили кинотеатр взорвать Разоблачению агрессивной сущности сионизма была посвящена также лента западногерманского режиссера Моники Маурер «Рожденная из смерти», снятая при содействии Организации Освобождения Палестины. Трагические последствия варварского налета израильской авиации на один из густонаселенных районов Бейрута 17 июля 1981 года—тема этой яркой публицистической работы. 53 страны, Западный Берлин, пять международных организаций представили 300 фильмов в различных программах лейпцигского киносмотра. Прогрессивные кинематографисты взволнованно говорили о страданиях и бедах человечества, которые несут с собой империализм, неоколониализм, социальная несправедливость.

На этом фоне еще острее был ощутим исторический оптимизм новой эпическо философской ленты выдающегося кубинского режиссера Сантьяго Альвареса «Извержение Момотомбо», полнометражных фильмов «Биографии» и «Иногда хочешь летать», созданных кинематографистами ГДР. болгарской картины «Матври» и чехословацкой мультипликации «Проект». При том, что все названные произведения отмечены живым интересом к острым современным проблемам (скажем, тем, что решают герои фильма Гитты Никкель и Вольфганга Шварца «Иногда хочешь летать»—строители нового жилого микрорайона, или тем, что поднимают создатели фильма «Проект», восстающие против стандартизации вкусов и привычек), зрителю этих и других работ было дано прикоснуться к светлому, радостному мироощущению, уверенности в завтрашнем дне, рожденным самим образом жизни людей нового мира, запечатленным в лучших работах документалистов социалистических стран, представленных на XXIV Международном кинофестивале в Лейпциге. Днем показывались фильмы, а вечерами, затягиваясь иногда за полночь, шли жаркие дискуссии, где обсуждались конкретные фильмы и общие тенденции развития современного документального кино.

Одновременно прошел сбор средств в помощь борющимся кинематографистам Сальвадора, состоялось множество двусторонних и многосторонних встреч делегаций мастеров кинопублицистики. Группа делегаций социалистических стран выдвинула резолюцию, гневно осуждающую агрессивные действия американского империализма в Центральной Америке, в Карибском бассейне. Подписи под этой резолюцией поставили сотни гостей и участников лейпцигского кинофорума. Заметным событием фестивальной жизни стала встреча выпускников Всесоюзного государственного института кинематографии. Они живут и работают сейчас более чем в двадцати странах мира. Творческая судьба большинства из них неразрывно связана с историей становления и подъема социалистических и развивающихся государств, с утверждением идей социального прогресса, интернационализма, борьбы за мир. Идеи эти нашли свое талантливое и полнокровное воплощение во многих фильмах лейпцигского киносмотра, прошедшего под своим благородным девизом «Фильмы мира в борьбе за мир во всем мире».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас