Ремейки голливуда

Мода на 70-е захватывает сегодня совершенно разные области культуры. Не обошла она стороной и такую отличительную черту Голливуда, как пресловутые ремейки. За первые три месяца 2004 года на экраны США вышло как минимум три новых версии известных фильмов не столь далекого от нас десятилетия. «Старски и Хатч» с Беном Стиллером и Оуэном Уилсоном - по мотивам популярного сериала о напарниках-полицейских.

Ремейки голливуда


«Рассвет мертвецов» - переработка второй серии знаменитой трилогии «живых мертвецов» Джорджа Ромеро. В августе на экраны России выходит «Широко шагая» -современная версия одноименной картины 1973 года с Джо Дон Бейкером в главной роли. Сейчас планируются ремейки бесспорной классики 70-х: «Человека из прутьев» Робина Харди, «Ищейки» Джозефа Лео Манкевича и «Суспирии» Дарио Ардженто.

О СТАРОМ

«Степфордские жены» Брайана Форбса вышли в 1975 году. Картина открывается переездом нью-йоркской семьи в небольшой городок. Едва обосновавшись на новом месте, главная героиня (натура очень активная и творческая) начинает замечать, что все женщины здесь как на подбор лишены индивидуальности, зато имеют странные повадки и добросовестно выполняют всю работу по дому, словно слуги своих мужей. В отличие от большинства современных триллеров, в этом фильме саспенс строится не на действии, а на том, что НЕ происходит, на постоянном ожидании события - и это долгое, тревожное предчувствие на фоне яркой идиллической атмосферы делает развязку еще более шокирующей. Картина снята по одному из ранних сценариев Уильяма Голдмана, к тому времени уже получившего первый «Оскар» (здесь он адаптировал книгу Аиры Левина), а главную роль в ней исполнила Кэтрин Росс, звезда «Буча Кэссиди и Малыша Санденса» и «Выпускника». «Степфордские жены», к сожалению, менее известны современному зрителю, чем другая экранизация Левина, «Ребенок Розмари», - хотя они способны составить достойную компанию ленте Романа Полански в списке лучших триллеров 70-х годов. Фильм Форбса нисколько не устарел и нуждается скорее не в ремейке, а в повторном выпуске на экран.

О ГЛАВНОМ

Тотальное стремление «фабрики грез» создавать все новые и новые версии старых картин давно приняло опасные обороты - вереница ремейков уже дышит в затылок тем фильмам, на которых росло поколение завсегдатаев видеопроката конца 80-х годов. Не исключено, что при таких темпах уже лет через десять зрителю предстоит увидеть усовершенствованные с помощью высоких технологий XXI века версии фильмов, на которых он рос в свои юношеские годы. Можно даже предположить, что Дуэйн «Скала» Джонсон или кто-нибудь из его пока не известных нам коллег будет исполнять главные роли в ремейках боевиков Арнольда Шварценеггера, и на их фоне оригинальные «Коммандо» или «Хищник» покажутся старыми неповоротливыми клячами. Новая молодежь заново сыграет культовые комедии Джона Хьюза, другой мальчишка останется один дома (и для борьбы с грабителями применит самые современные средства), а Ганнибал Лектер вновь поможет Клариссе Старлинг поймать серийного убийцу и избавиться от детских страхов. Последний вариант не выглядит таким уж нонсенсом, если вспомнить, что вдохновивший авторов «Молчания ягнят» отличный «Охотник на людей» Майкла Манна (1986) недавно обрел новое воплощение в виде «Красного дракона» Бреиа Ратнера.

Представлять, какими будут повторения вчерашних фильмов - занятие скорее пугающее, чем увлекательное. Сама традиция использовать творческие идеи предшественников для Голливуда не нова - в Штатах ремейки неоднократно снимали еще в 30-е годы. Однако за многолетнюю историю американского кино можно обнаружить лишь единичные примеры картин, которым удалось стать самодостаточными или даже превзойти оригинал. «Газовый свет» Джорджа Кьюко-ра (затмивший более ранний одноименный английский фильм), «Великолепная семерка» Джона Стерджеса, снятая на основе «Семи самураев» Акиры Куросавы, «Милая Чарити» Боба Фосса (музыкальная версия «Ночей Кабирии» Федерико Феллини) - это исключения из почти незыблемого правила, по которому большинство ремейков забываются вскоре после премьеры. «Дорога ремейков» заведомо ведет кинопроцесс в тупик: гипотетический образ Голливуда будущего - где прекращено генерирование свежих мыслей, начата вторичная переработка знакомых мотивов и все без исключения фильмы являются ремейками - есть не что иное, как зловеще-грандиозная антиутопия.

В 90-х годах и в начале нового века американские экраны захлестнула волна скроенных на скорую руку ремейков-однодневок. Оправдывать такую политику «трудностями постмодернистской эпохи» (когда все давно изобретено и остается, мол, только цитировать классиков) просто несерьезно. Причина кроется в банальном желании получить максимум прибыли при минимуме умственных затрат - бессовестно эксплуатируя готовые наработки успешных проектов прошлых лет. В результате за последнее десятилетие целые жанры живут повторением чужих идей: одна только Мег Райан - лицо романтических комедий и мелодрам 90-х - участвовала в трех таких постановках. «Неспящие в Сиэтле» и «Вам письмо» Норы Эфрон брали взаймы многие мотивы соответственно у «Магазинчика за углом» Эрнста Любича и «Незабываемого романа» Лео Маккэри, а «Город ангелов» был ремейком «Неба над Берлином» Вима Вендерса. Говорить о художественной ценности современных интерпретаций киноклассики не приходится -в лучшем случае ремейк может послужить кому-нибудь указателем на пропущенный старый фильм, стоящий внимания. В этом смысле апофеозом стал «Психоз» Гаса Ван Сэнта - режиссер признавался, что решил переснять Хичкока в цвете и с участием модных актеров для того, чтобы молодая аудитория обратила свой взгляд на ленту маэстро саспенса.

О НОВОМ

На самом деле у оригинала и ремейка «Степфордских жен» можно найти много общего. Первоначально их должны были снимать другие режиссеры: оригинал -Брайан Де Пальма (против его кандидатуры решительно высказался сценарист), а ремейк-Тим Бертон, но он предпочел поставить «Крупную рыбу» и выбыл из проекта. Съемки обеих картин шли в атмосфере бурных конфликтов. Уильям Голдман был недоволен переработками сценария, отказом режиссера одеть героинь в эротичную одежду моделей «Плейбоя» и выбором супруги Форбса на роль одной из степфордских жен. А Фрэнк Оз в очередной раз вынужден был пройти через опыт «Медвежатника». Тогда Марлон Брандо уже во время работы просил своего партнера по съемкам Роберта Де Ниро поставить сцены с его участием и называл режиссера «Мисс Пигги» (персонаж «Маппетс-шоу»), а на этот раз у Оза возникли проблемы с Беи Мидлер и Кристофером Уокеном.

Наконец, обе версии «Степфордских жен» пережили замену главных актеров: в 70-е Джоанна Кэссиди, успевшая сняться в нескольких сценах, была уволена продюсером; в 2004-м роли, исполненные Мэиью Бродериком и Беи Мидлер,первоначально должны были играть Джон Кьюсак и его сестра Джоан. Николь Кидман впоследствии призналась, что хотела бы видеть своим партнером именно Кьюсака и не испытывала особого желания работать с Бродериком. На этом, однако, сходства заканчиваются: разделенные тридцатью годами, две версии «Степфордских жен» существуют в совершенно разных плоскостях. Не только жанровых (жуткий триллер с легкой руки продюсеров превратился в музыкальную комедию), но и сюжетно-стилистических. К примеру, Джоанна Эберхарт в фильме Оза станет удачливым владельцем телекомпании и после нервного срыва решит уехать из большого города (в соответствующих сценах будут использованы самые современные спецэффекты - в отличие от сохранявшего внешнюю реалистичность оригинала). Новые «Жены» с разной степенью вероятности могут стать или остроумной пародией, или симпатичной вариацией на тему, или же проходной ремесленнической поделкой. Главное -только бы не очередным бедным родственником, которых у картины Брайана Форбса и без ремейка хватает.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас