В зоне пристального внимания

Начинаю вспоминать названия фильмов, имена их персонажей—и сразу сложности: какие все-таки картины в обозримом времени можно непосредственно причислить к фильмам о молодежи и для нее? Десяток-полтора приключенческих лент? Наверное, ведь там молодые, волевые, не по годам мудрые герои в чрезвычайных обстоятельствах демонстрируют чрезвычайные качества. Многие герои этих и других лент еще явно в том возрасте, который можно отнести к молодежному. Есть еще фильмы, которые мои знакомые (те из них, кто в счастливом шестнадцатилетнем состоянии объединяют лаконичным и завлекательным «про любовь». Про любовь—первую, сложную, непонятную—много...

В зоне пристального внимания


Однако вспомним: ведь и приключения, и комедия; и любовь—это только часть (пусть очень важная, но часть!) того огромного мира, в котором живу наши молодые современники, который они стремятся и понять и освоить для своего будущего. Нельзя обойти вниманием, конечно, и фильмы труде, о производственных конфликтах, в которые молодые энтузиасты неизменно берут верх над осторожными, консервативными, а то и просто постаревшими бригадирами, мастерами, начальниками и директорами строек. Вот, например, начальник строительного участка на БАМе Александр Крылов киноленты «Такие же, как мы!» одержав верх над одним из руководителей главка Моховиковым. во имя сроков и обязательств готов пренебречь десятью государственными миллионами. Или в конфликте Борисов — Родионов горячая поддержка молодых имеет не последнее значение для поражения отсталого замминистра. Критика уже сказала свое, в общем, заинтересованное слово об этих лентах. Нам же сейчас важно напомнить, что в одном фильме события разворачиваются на строительстве Байкало-Амурской магистрали, герои второго строят автозавод, в котором легко узнается КамАЗ. Не просто приметы времени—его конкретные гигантские строительные площадки...

Хорошо, наверное, когда конфликт в производственной сфере становится отправной точкой для интересных киноработ о молодых. Труд—это ведь то поприще, на котором юноши и девушки всерьез пробуют свои силы, выверяют жизненные позиции. Вступление в трудовую жизнь стало у нас не только почетной вехой в биографии, но и синонимом взросления. Авторы многих фильмов стремятся увидеть и показать своих молодых героев в деле, на стыке тех производственных и нравственных ситуаций, когда рождаются истины и подлинные ценности жизни. Каждой из названных картин суждена своя судьба. Время еще только расставляет акценты над удачами и поражениями. А сила времени в них видится четко—передовое действительно пробивает себе дорогу, побеждает в споре с отжившим. Но почему не убывает жажда встречи с таким молодым киногероем, который оставался бы в сердце на годы и десятилетия, на всю оставшуюся жизнь? Таким, как Георгий Торели, уже покинувший комсомольский возраст, но не расставшийся с молодостью («Твой сын, земля», «Грузия-фильм», сценарий С. Жгенти и Р. Чхеидзе, режиссер Р. Чхеидзе). Перед нами, зрителями, человек, мыслящий на уровне самых высоких требований времени, действующий в соответствии с самыми взыскательными партийными нормами. И враги у него—не надуманно-эффектные, а сильные своими корнями, которыми цепко и сильно опутали землю, И победа его—выстраданная, завоеванная в трудной борьбе за судьбы долины Вайо и ее жителей. Такая же борьба идет, наверное, и где-то в других местах, переживающих обновление.

«Да, это человек!»—говорим мы о секретаре райкома партии Георгии Торели, ибо экран убеждает нас в его бескомпромиссности, той особой прямолинейной честности, которая только и возможна, когда речь идет о судьбах людей, о будущем нашего дела. Наши дни богаты событиями и необычайно яркими судьбами. Но как же трудно и и сложно воссоздать их на экране! Вечная забота кинематографа—не отстать от быстротекущей жизни—становится очень сложной, когда заходит речь именно о молодом герое. Ибо, как известно, облик молодого поколения и его характер особенно подвластны веяниям времени. Строители Байкало-Амурской магистрали написали письмо в «Комсомольскую правду» о фильме «Такие же, как мы!». Оно было опубликовано под броским заголовком «На кого они похожи?». Как пишут авторы письма, странную реакцию наблюдали они на просмотрах фильма в кинотеатрах бамовских поселков: удивлялись, недоумевали зрители, не узнавая героев фильма.

Оставим в стороне категоричный тон и фельетонный заголовок письма. Но вот что действительно интересно: должны ли были молодые строители узнать себя в героях фильма об их магистрали? Узнавали ли именно себя первостроители Комсомолька-на-Амуре в известной картине о городе на заре? И были ли у них такие особые претензии на «личное Узнавание»? Или снова старые-старые претензии, чтоб ежели в фильме пожарный—так «настоящий»? Неужто и в самом деле жизнь и мир кино, встретившись на экране, не рождают нечто новое? Все время думается: почему же тогда мы не бросились искать на карте Грузии долину Вайо, а стали размышлять о событиях, о первопричинах столкновений в фильме «Твой сын, земля»? Но вот от чего невозможно отмахнуться, так это от мысли о некоей схожести молодых кинематографических героев из разных лент. Обязательно экстравагантные, выпадающие из обычных поступки. Желательна небольшая (но в меру) путаница в мыслях, симпатиях и чувствах. И еще хорошо бы в самом начале—ошибки, которые можно и нужно было бы потом исправить...

Все кажется нам, отягощенным жизненным опытом, что молодежь обязательно экстравагантна, что «метод проб», порою и в ущерб себе, наиболее точен для утверждения в жизни. А если молодой человек честен, мужествен, трудолюбив, если он с любовью делает свое дело, так и сюжета для фильма нет? Ох уж эта неординарность! Она. как божество, требует оригинальных жертвоприношений! И тогда на помощь приходят головоломные поступки, впечатляющие съемки, необыкновенные производственные и житейские передряги, в которые непременно попадают юные герои... И все-таки важно понять, почему молодые строители БАМа задают о фильме, посвященном им же. такой каверзный вопрос: «на кого они похожи?», а Нина Соломатина («Карнавал», «Мосфильм», сценарий А. Родионовой при участии Т. Лиозновой, режиссер Т. Лиознова), разбитная девчонка из провинциального Оханска, в котором все знают друг друга, вдруг занимает важное место в компаниях столичных семнадцатилетних, тех, что собираются вечерами на перекрестках улиц, у кинотеатров. И понять это необходимо, ибо. как кажется, только лишь юный возраст еще не делает героя фильма... молодым.

История экранной жизни Нины Соломатиной (ее блестяще играет Ирина Муравьева) коротка и, в общем, как говорится, без причуд. Закончена школа, очень хочется стать актрисой. Поездка в Москву, к отцу, у которого давно другая семья, провал на экзаменах, крушение первой любви, тяжелая поденная работа, возвращение в Оханск к больной матери. Что будет потом—неизвестно. И звучит в финале трогательная грустная песенка во славу жизни, такой, какая она есть. Не будем в этих заметках говорить о фильме в целом—его смотрят, у него все признаки успеха. Дай в самом деле—фильм славный, очень современный, профессионально сделанный. Еще танцы в нем современные и вокально-инструментальные ансамбли самые модные... В этих словах нет иронии—не делать же фильмы о молодых со старомодными песнями, танцами, ритмами? Время требует свое, и прекрасно? когда кинолента передает современный стиль жизни.

Другое нас сейчас интересует: кто она такая, эта Нина Соломатина из Оханска, что у нее «свое», а что от моды времени? Ведь это, наверное, ее отношение к людям, к реальностям дало такое необычное для простой житейской истории название двухсерийной ленте—«Карнавал»? Парад масок, их танцы, их «игра», даже роли в карнавале жизни уже распределены? И по кем-то намеченным сценариям надлежит Нинам Соломатиным возвращаться в свои Охански, к порогам материнских домиков? Авторы фильма не расставляют все точки над «i». Нина, совершив один круг на жизненном пути, вышла снова к исходной позиции—надо начинать с того же, но уже по-иному. Молодые зрители смеются над приключениями Нины, но с пониманием относятся к поворотам в ее судьбе и уходят из кинотеатров с грустно-тихим настроением. Во времена бурных споров среди молодежи о престижных и непрестижных «ролях» в жизни, когда появились и новые деления на шкале «молодежных» ценностей, в бурном потоке быстротекущих дней как важно заставить молодых зрителей уйти из зала притихшими, серьезно задумавшимися...

И вдруг представилось: на афишах рядом с «Карнавалом»—названия других фильмов о молодежи, о незаурядных судьбах, действительно крупных конфликтах, о выборе жизненных целей и верности всему самому дорогому, что выковано трудом и борьбой многих поколений советских людей... Таких фильмов, в которых молодые герои молоды духом своим, возвышенными устремлениями, той высокой мобилизующей готовностью к подвигу, которая всегда отличала характер юности нашей страны. Фильмов, обращенных в завтрашний день. Вся талантливая созидательная работа, которую под руководством партии осуществляет " народ, нацелена в будущее. Этот труд по плечу только очень смелым, волевым. талантливым, бесконечно убежденным в правоте своего дела людям. Съезд комсомола показал, как много у нас таких людей среди юношества, какой неисчерпаемый потенциал энтузиазма и патриотизма заключен в их деяниях. Они из того орлиного племени, взору которого открыты радости и горести не только своего «гнезда»—всей планеты. Задаю себе вопрос: кто же из «экранных» акселерированных героев сравнится по масштабам мысли и дела с теми, кого Ленинский комсомол в мае послал в Москву на свой высший форум? Пусть и читатель переберет в памяти фильмы последних месяцев и попытается ответить на этот вопрос. Молодость крупным планом—ее облик всегда был одной из самых ярких примет советского экрана.

Молодым по возрасту и духу людям выдавалась кинематографом «Путевка в жизнь», юные самоотверженные герои ехали в поезде, который шел на Восток, через всю страну—на более короткие расстояния они не соглашались; молодые выбирали для себя «Светлый путь». Надо ли перечислять другие фильмы, героями которых была привлекательная, полная неистовой веры в будущее свое и грядущий день страны Молодость! Они в памяти людей самого разного возраста: и тех, кто смотрел премьеры в юности, и тех, кто юн сегодня. Фильмы эти прожили долгую жизнь, но не состарились. И вот что характерно для лучших из них—внимание к самым главным, стержневым проблемам современной им жизни. Они не стали фильмами-однодневками именно потому, что врывались в жизнь с бурными ветрами эпохи, а порою, как «Молодая гвардия», например, с ветрами жестокими, смертельными. «Молодой герой»—привычно мы говорим, подразумевая возраст и особенности характера. Каков же он, молодой герой современного кинематографа? Что вплелось в его характер по наследству от героического прошлого и что внесло наше время? Очень непросто ответить на этот вопрос. И дело не только в том, что фильмов о молодых Мало. Ведь и один-два фильма делают порою кинематографическую погоду. Нет, не в этом дело...

Вспоминаются недавние словесные баталии вокруг фильма «Москва слезам не верит». Нет необходимости что-либо добавлять к отшумевшим спорам. Но все-таки хотелось бы обратить внимание на то, что в кинотеатрах на этом фильме было удивительно много молодых лиц. Молодым зрителям эта лента не просто понравилась, они приняли ее сердцем. Почему? Наверное, потому, что молодая героиня честно, самоотверженно борется за свое право на счастье и побеждает в этой борьбе, опираясь на те социальные и духовные условия, которые созданы в нашем обществе. Героиня в этом смысле как бы прямолинейна. Это озадачило многих критиков, исходящих из неоспоримого тезиса, что молодежь нынче сложная, вся погружена в нравственные искания. И вдруг такой феномен... Как кажется, создатели фильма верно подметили одну из существенных черт современного поколения молодежи—стремление к жизненному успеху, веру в то, что в нашей стране честные, умные, способные люди могут подняться на самые верхние ступеньки карьеры. Как здесь не вспомнить снова «Светлый путь»?

Социальный оптимизм объединяет эти два фильма—давний и новый. И его истоки —в стремительных ритмах страны, в бурных событиях современности, во всем том общественном климате, в котором живут нынешние мальчики и девочки, встречающие зарю грядущего столетия. Им не по характеру полупроблемки, недосказанность, бодрая скороговорка, современный антураж в ущерб высшим духовным ценностям. Они хотят точно знать, что если соберутся с силами, напрягут волю, находчивость, будут поступать самоотверженно, то обязательно придут к счастливому финишу, как это сделал молодой лейтенант Виктор Тарасов («В зоне особого внимания», «Мосфильм», сценарий Е. Месяцева, режиссер А. Малюков). Он рвался к победе, и он завоевал ее—пусть не такую масштабную, чтобы о ней сообщалось на всю страну, но все же...

А ведь есть и такие победы, о которых с радостью узнает вся страна, которыми восхищается весь народ. Они на трассах БАМа и в Волгодонских степях, на космических орбитах, в сверхсовременных научных лабораториях, в спортивных баталиях. И среди победителей—немало людей молодых. Какие они, те, кому принадлежит будущее? Может быть, новые фильмы о молодых помогут нам лучше и больше узнать их?

Адреса мы научились выбирать безошибочно, но умеем ли познать новые, современные характеры?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное у нас