Влияние постмодернизма на кинематограф

Понятие постмодернизм достаточно сложно определить; можно сказать, что он соотносится с такими идеями, как смешение различных стилей и направлений (что наблюдается в архитектуре) и обесценивание повествования (что отражается в СМИ и некоторых философских концепциях). Таким образом, постмодернистские фильмы тяготеют к слабой выраженности сюжетной линии и повествовательной структуры. Их удобно рассматривать в терминах монтажа: нагромождение различных образов и фрагментов повествования вызывает реакцию зрителей безотносительно к самой сюжетной линии, как ЭТО происходит в "обычных" фильмах. Как считает Джек Соломон, классическим образцом постмодернизма служит фильм режиссера Годфри Режжно, "Коянискацци" (1983).

Влияние постмодернизма на кинематограф


В своей книге Sings of Our Times: The Secret Meaning of Everyday Life ("Знаки нашего времени: тайное значение повседневной жизни") Дж. Соломон пишет: "Отсутствуют действующие лица, диалоги, субтитры, повествовательная линия; нет ничего, в чем .можно было бы узнать сюжет. Нет комментариев или взгляда со стороны, камера просто фиксирует резкие контрасты природы и индустриализированного мира, такие как индийские письмена, неспешный запуск ракеты, указывающие на течение времени проплывающие облака, живописные съемки с высоты горных массивов американского Юго-Запала, атомные взрывы, хаотично заполненные улицы Нью-Йорка, вновь и вновь повторяющиеся сцены сноса трущоб) зрелище Лас-Вегаса. Фильм также характеризует минималистская партитура авангардного композитора Филиппа Гласса. которая, как указывает Дж. Соломон, "ритмично пульсирует в такт с образами".

После 87-минутиой "сенсорной атаки" на органы чувств, на киноэкране начинают мерцать значения слова коянискацци. Это понятие из языка племени североамериканских индейцев копи, означающее: "суматошная жизнь; жизнь в хаосе; нестабильная жизнь: несложившаяся жизнь; жизнь, которую надо изменить". В фильме использованы разнообразные образы, чтобы вызвать у зрителя ощущение жизни в сумасшествии, мозаичности и хаотичности бытия. Необходимо определить, чем предстает перед нами фильм "Коянискацци" — зеркалом, отражающим общество в состоянии распада, или же некой лампой, проецирующий подобный взгляд на мир. В последнем случае он отображает только мнение автора фильма, а не действительное положение вещей. Во всяком случае, "Коянискацци". так же как и ряд других фильмов, таких как Blue Velvet ("Голубой бархат"), Blade Runner ("Бегущий но лезвию"), Crimes and Misdemeanors ("Преступления и проступки"). Sex, Lies and Videotape ("Секс, ложь и видео") и др. считаются постмодернистскими по духу. Предполагается, что они, по словам теоретиков постмодернизма, характеризуют постмодерн с его духом запутанности и хаотичности окружающего мира, сумасшедшую жизнь в сумасшедшем мире.

Воздействие киноизображения

В кинотеатре мы в известном смысле ощущаем себя "пленниками", оттого что мы находимся в большом темном помещении вместе с другими людьми и смотрим на огромные образы на киноэкране. Размер изображений уже сам но себе оказывает влияние— вот почему возникают различные ощущения при просмотре одного и того же фильма в кинотеатре и дома. Однако где бы ни демонстрировался кинофильм, зритель сопереживает действующим лицам. Действительно, мы обычно смотрим истории из жизни тех людей, которым симпатизируем и к которым часто испытываем неосознаваемое притяжение чувственного или эротического характера. Вот что говорит Мартин Эсслин в своей kwwtq Age of Television ("Век телевидения"). По своей природе драма эротична. Актеры доставляют зрителю массу удовольствия уже только тем. что они интересны, запоминаемы или представляют собой прекрасные образцы человечности. Без учета их артистических или интеллектуальных достоинств, актеры — это люди, выставляющие себя на показ публике... В некотором смысле, все актеры — эксгибиционисты: любят, когда па них смотрят, считают себя привлекательными и достойными внимания. В свою очередь, зрители драм — вуайеристы.

Сила этого скрытого, бессознательного эротического притяжения между зрителем и актерами такова, что облегчаются процессы идентификации с ними и интернализации (принятия) их ценностей и убеждений. В некоторых фильмах (или, как минимум, в некоторых сценах фильмов) возникают скорее комические, чем эротические ощущения. Таким примером служит фильм Sleeper ("Спящий"), где Вуди Аллен представлен в нелепом костюме. Здесь присутствует элемент того, что называется скопофилия (букв, любовь к рассматриванию), который объясняет, почему выражение лица играет в драме такую важную роль. Нас так завораживают другие, что хочется узнать как можно больше о них, об их личности, о скрытых сторонах. Поэтому самое пристальное внимание обращается на мимику (и, необходимо добавить, на все остальное) как на средство познания персонажей. Обсуждая телевидение, Эсслин говорит: "Способностью телевидения передавать личность человека объясняется секрет его огромного влияния. Людям свойствен ненасытный интерес к себе подобным". То же самое справедливо и в отношении к кинофильмам.

Также возможно, что чувства изоляции и одиночества, переживаемые многими людьми в современном обществе, обостряют их интерес к отношениям с другими (пусть даже Это масс-медийные псевдоотношения), благодаря чему кинофильмы и телевизионные драмы становятся гораздо более значимой стороной их жизни, чем было раньше. Специалисты социальных наук используют термин "нарасоциальные связи" для описания чувств, испытываемых многими людьми к актерам.

Природа драмы

Как правило, в фильме рассказывается некоторая история, он представляет собой повествование, в котором действующие лица преследуют свои личные интересы, часто взаимно противоречивые. Поэтому их поступки накладываются на личность (и часто раскрывают ее), благодаря чему зритель верит в реальность происходящего, становясь "участником" действия и забывая, что на самом деле он смотрит игру актеров, которые всего лишь действуют от лица своих героев. Обычно в драмах присутствует конфликт (или несколько конфликтов) между персонажами (они бывают положительными или отрицательными героями) и благополучная развязка итого конфликта.

Темп многих фильмов, быстрота действия, опасность ситуаций, в которых находятся герои и героини, захватывают Зрителя. Особое волнение вызывают такие фильмы, как Raiders of the lost Ark ("И поисках утраченного ковчега") и другие в этом же жанре, где одна сиена событий сменяет другую в быстрой последовательности. По структуре они очень сходны с передачами коммерческого вещания, где также наблюдается быстрый переход от события к событию. Именно быстрота итого перехода и вызывает чувство волнения. Во многом фильмы и телевизионные драмы подобны снам, насыщенным всевозможными волнующими событиями. Согласно теории Фрейда, сны приходят в виде неустойчивых образов, которые человек соединяет вместе, когда вспоминает о них: этот процесс называется вторичной переработкой.

Сон можно сравнить с последовательностью быстрых срезании сцен или с комиксами, где воображение заполняет пробелы. Сила воздействия снов (и фильмов) в том, что они наполнены символами, которые взывают к вытесненным в бессознательное Элементам нашей психики и потому вызывают мощный ответ. Как правило, этим символам присуще сексуальное содержание, завуалированное или замаскированное процессами вытеснения и сгущения. Как считает Мартин Эсслин. если в том, что зритель смотрит кино и телевидение, присутствует Эротизм, то тем более он выражен в снах — тех драмах, которые мы создаем в своем психике во время сна. В наших снах мы не только продюсеры и режиссеры, но и исполнители ролей.

Дата размещения: 13-11-2019, 19:34
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.