Хавьер Бардем. Испанский бульдог

Обладатель кинопремии «Оскар» за роль серийного убийцы в триллере братьев Коэнов «Старикам здесь не место» - считает что не такого такого недостатка, который нельзя было бы превратить в достоинство. «Перебитый в юности нос сделал меня похожим на бульдога, - говорит актер. - Тогда я решил: ну и ладно, зато теперь я непохож на других!» В испанском кинобомонде фамилия Бардем звучит не менее громко, чем Бондарчук - в российском.

Хавьер Бардем. Испанский бульдог


Вся семья будущего обладателя «Оскара» была так или иначе связана с синематографом. Его дедушка Рафаэль, бабушка Матильде, мать Пилар, сестра Моника и брат Карлос посвятили себя актерству, а дядя Хуан Антонио - знаменитый режиссер. Свою первую работу в кино маленький Хавьер получил в возрасте 6 лет - не без протекции знаменитых родственников сыграл в эпизоде телесериала «Плут», где его мама исполняла одну из главных ролей. Никто не сомневался в том, что потомок знаменитой династии пойдет по протоптанной семейной тропе. Никто, кроме самого Бардема. «Мальчишкой я много часов прождал мать и бабушку за кулисами.

Запомнился вечер, когда мама серьезно заболела. В гримерке ее рвало, но она брала себя в руки и выходила на сцену Изабеллой, королевой Испании. Сейчас я хорошо ее понимаю, а тогда думал: «Быть актером - профессия для шизофреников!» В детстве Бардем занимался боксом и играл в сборной страны по регби. Окончив школу, юноша отправился изучать живопись в художественно-промышленный колледж Escuela de Artes. В студенческий период Бардем перепробовал огромное количество профессий - от разнорабочего на стройке до вышибалы в ночном клубе (сломанный нос, впоследствии ставший его «изюминкой», - результат стычки с нетрезвым посетителем у барной стойки).

Свое будущее парень видел в сфере дизайна и рекламы, а участие в театральных постановках и независимом кино вроде комедии «Люблю твою широкую постель» рассматривал исключительно как необременительное хобби, приносящее небольшой заработок. Все изменилось в 1994 году. Сам того не ожидая, 25-летний Хавьер получил премию «Гойя» (самая престижная кинонаграда Испании, к настоящему моменту у актера их четыре) за лучшую роль второго плана в триллере «Считаные дни», С этого дня с дизайном было покончено. Международный успех Бардему подарила драма «Пока не настала ночь», в которой он сыграл больного СПИДом кубинского писателя-гомосексуалиста Рейнальдо Аренаса (1943-1990). Чтобы вжиться в образ, ему пришлось похудеть на 15 кило и страстно поцеловаться с... Джонни Деппом, который сыграл тюремного трансвестита по кличке Бон-Бон, Последнее оказалось не так уж сложно. «Во-первых, годом ранее я играл гея в фильме Херардо Веры «Вторая кожа», - вспоминает Хавьер. - Во-вторых, когда я впервые увидел Бон-Бона на съемках, то даже не сразу понял, что это Джонни: передо мной стояла красивая девчонка с ярким макияжем». Роль Аренаса сделала Бардема национальным героем своей страны: он не только получил главный приз Венецианского кинофестиваля в 2000 году, но и стал первым в истории испанским актером, который был номинирован на «Оскар». Неудивительно, что именно ему режиссер Алехандро Аменабар предложил сложнейшую роль - полностью парализованного моряка в драме «Море внутри», который 30 лет боролся за право на эвтаназию. Главная трудность состояла в том, чтобы играть, не шевельнув ни рукой, ни ногой, - только мимика. Кроме того, поскольку Бардем был значительно моложе своего героя, каждый день по пять часов уходило на один лишь грим.

Фильм собрал огромное количество наград, вызвал бурные дебаты о законности эвтаназии по всему миру и резкую критику католической церкви, чьи позиции в Испании крепки как нигде в Европе. Кардиналы объявили актера еретиком №1, а несколько таблоидов намекнули на его нетрадиционную сексуальную ориентацию, что довольно оскорбительно для жителя Пиренейского полуострова. В ответ недоброжелателям Бардем заявил, что если бы он был геем, то «прямо завтра отправился бы под венец, только чтобы трахнуть церковь», и представил публике свою возлюбленную - преподавательницу английского языка Кристину Палее, с которой встречался с 1991 года. «Я быстро выучил язык Шекспира, - признался он в одном из интервью, - вероятно, потому, что большинство уроков проходило в постели». В 2007 году судьба вновь столкнула Бардема с Джонни Деппом. Правда, на сей раз как соперников. Оба хотели сыграть главную роль в экранизации книги Габриэля Гарсии Маркеса «Любовь во время чумы» - истории безответной любви, длившейся пятьдесят три года семь месяцев и одиннадцать дней. Несмотря на то что режиссер Майк Ньюэлл уже сотрудничал с Джонни в триллере «Донни Браско» десять лет назад, предпочтение он отдал Бардему «Я уверен, что можно провести параллель между любовью и чумой - и то и другое сопряжено с чувством умирания, - грустно заявил актер после окончания съемок, которые совпало с его расставанием с Кристиной Палее. - Умирания от заразы и умирания от страданий. Любви всегда сопутствует боль».

В том же году Бардем блестяще сыграл хладнокровного убийцу в криминальной драме братьев Коэнов «Старикам здесь не место» и получил за эту роль свой первый «Оскар» в феврале 2008-го. Произошли изменения и в личной жизни актера. На съемочной площадке нового фильма Вуди Аллена «Вики, Кристина, Барселона» он снова столкнулся со своей давней приятельницей Пенелопой Крус, с которой еще в далеком 1995-м играл в малобюджетной эротической комедии «Ветчина, ветчина» и... влюбился в нее без памяти. Проведя романтические каникулы на Мальдивских островах, пара временно поселилась в Лос-Анджелесе, где Крус снимается в экшне «Сила G». После окончания съемок влюбленные собираются вернуться в Мадрид. Говорят, ради новой любви Бардем готов пересмотреть свое отношение к религии, так что не исключено, что скоро мы услышим звон венчальных колоколов в кафедральном соборе Альмудена.

Дата размещения: 9-11-2019, 15:03
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.