Шон Пенн. Счастливо пережил кризис среднего возраста

По правде сказать, карьеру Шона Пенна можно смело приводить в качестве примера торжества справедливости. Некрасивый, жилистый, среднего роста, он никогда не выглядел человеком, способным выбиться в звезды. И все же выбился, причем стремительно. Секрет его успеха прост - в первых же своих работах Шон оказался профессионально на голову выше своих коллег-сверстников, причем было очевидно, что актер продолжает расти. Стоит ли удивляться, что, в отличие от остальных, ему не пришлось в ожидании своего звездного часа сниматься в заштатных сериалах и подрабатывать официантом? А ведь он даже нигде не учился! Впрочем, не будем забегать вперед.

Шон Пенн. Счастливо пережил кризис среднего возраста


Побег из Лос-Анджелеса
Пенн - одна из многих звезд, про которых все кому не лень пишут: «Ему на роду суждено было стать актером». И все потому, что он родился в киношной семье: его отец Лео Пенн был актером и режиссером, мать Айлин Райан - актрисой. Однако в данном случае это не более чем штамп, поскольку к моменту рождения Шона-17 августа 1960 года в Санта-Монике, курортном пригороде Лос-Анджелеса - Лео Пенн уже давно значился в «черном списке» сенатора Маккарти как пособник коммунистов (именно это подвигло его стать режиссером, но ему все равно обычно доверяли лишь эпизоды сериалов), и у него не было никаких причин желать сыну голливудской карьеры, равно как и возможностей составить протекцию. До поры Шон и не помышлял об актерстве. Живя рядом с океаном, он увлекался серфингом, хулиганил, думал даже стать полицейским. Но, видимо, от судьбы не уйдешь, даже если у тебя самые жизнестойкие корни на свете. Его отец был евреем, чьи родители эмигрировали из России и Латвии, мать - католичкой ирландских и итальянских кровей. Гремучая смесь, и все же бунтарство Пенна проявилось в чем угодно, но только не в выборе профессии. Кстати, актером (и хорошим!) стал и его младший брат Крис, умерший в 2006 году, и лишь их старший брат Майкл выбрал иную стезю, став музыкантом. Еще учась в школе, Пенн попал в труппу одного из театров Лос-Анджелеса и заболел сценой. В театре ему приходилось несладко: как начинающему актеру, ему больше доводилось выполнять техническую работу, чем выходить подогни рампы. И все же он оставался верным сцене, хотя уже успел мелькнуть в эпизоде сериала «Маленький дом в прериях» (отец воспользовался служебным положением) и снял со своими младшими друзьями по школе Робертом Дауни-младшим, Робом Лоу, Чарли Шином и его братом Эмилио Эстевесом несколько любительских короткометражек. Так что по окончании школы, презрев все уговоры родителей поступить в колледж, Шон отправился со своим театром в двухлетнее гастрольное турне. Столь изматывающее испытание могло заставить свернуть с пути кого угодно, но только не Пенна. Его смущало лишь то, что его не хотят признавать. Именно поэтому в 1980 году Шон собрал вещички и уехал в Нью-Йорк. Его влекли огни Бродвея, и он верил, что там добьется главных ролей. Так и вышло, но курьез в том, что этот кульбит привел его не в театр, а в кино. Во время своих безрезультатных походов по прослушиваниям Пенн привлек внимание кого-то из кинопродюсеров, и ему предложили роль в драме Гарольда Беккера «Кадеты» (1981), в которой вместе с ним снялись также начинавшие тогда Тимоти Хаттон и Том Круз. Этот фильм и стал для Шона началом большого пути.
В поисках неприятностей
Как разглядели в отутюженном и подтянутом кадете Алексе Дуайере идеального кандидата на роль патлатого и расхлябанного серфингиста Джеффа Спи-коли - загадка, но уже в 1982 году на экраны вышла комедия «Быстрые перемены в Риджмонт Хай», поставленная по книге и сценарию Кэмерона Кроу, будущего создателя фильмов «Джерри Магуайр», «Почти знаменит» и «Ванильное небо». Это была первая главная роль Шона Пенна, роль яркая и заметная, так что ничего удивительного, что с работой у молодого актера больше проблем не было. Все точки над «i» окончательно расставила криминальная драма Рика Розенталя «Плохие мальчишки». В ней Пеннудосталась роль вроде бы столь же асоциального, но в то же время неизмеримо более жесткого парня - ирландца Мика Обрайена, сидевшего в тюрьме. Игра Шона, вытянувшего на себе всю кар тину, потрясла критиков, сравнивавших его с Робертом Де Ниро. Кстати, о Де Ниро. Пенн считал, что его ровесники скучны и примитивны, а потому отчаянно тянулся к старшим коллегам. Его друзьями в разное время стали Деннис Хоппер, Роберт Де Ниро, Джек Никол-сон, Гарри Дин Стентон, Марлон Брандо, писатель Чарльз Буковски. Едва познакомившись, Шон нередко позволял себе редкую бесцеремонность: так, он буквально «упал на хвост» Стентону, поехавшему в Канны на показ драмы Вима Вен-дерса «Париж, Техас», и жил в его номере, пока Стентон не попросил его поискать другое жилье. История та на этом не закончилась. Домой Пенну, любящему, как уже говорилось, искать неприятности, вздумалось отправиться через Белфаст, где, он слышал, беспорядки не утихают никогда. В этом городе, живущем почти на осадном положении, актер провел несколько дней и вел себя так, что совершенно непонятно, как его не убили. Возможно, это было для него возможностью хотя бы ненадолго почувствовать абсолютную свободу, которой он лишался на съемках, влезая в шкуру совершенно другого человека и подчиняясь воле режиссера. Хотя не все фильмы требовали от него такой невероятной отдачи. После столь серьезной работы, как «Плохие мальчишки», Пенн позволил себе немного расслабиться, снявшись в криминальной комедии Луи Маля «Взломщики», где ему в партнеры достался Дональд Сазерленд, и мелодраме «Наперегонки с луной», где он играл вместе с Элизабет Мак-говерн и Николасом Кейджем. Макго-верн стала первой голливудской девушкой Шона, хотя их отношения продлились недолго, как и последовавший за ними мимолетный роман с Сюзан Сарандон, которая была старше его на 14 лет. Все эти интрижки были подготовкой к главной встрече в его жизни.
Мистер Мадонна
По окончании съемок в политическом триллере Джона Шлезингера «Агенты Сокол и Снеговик» (1984), где Пенн вновь поработал в паре с Тимоти Хат-тоном, сыграв вместе с ним советских шпионов, он погрузился в подготовку к съемкам в криминальной драме «В упор», где ему предстояло сыграть сына героя Кристофера Уокена, который не хочет идти по стопам своего отца-преступника. Тогда-то Шон и познакомился с уже обретшей скандальную известность поп-певицей Мадонной, одна из песен которой была отобрана для трека картины. Подобно альбому Мадонны Like a Virgin, взорвавшему чарты, бомбой стал и ее роман с Пенном. Встретившись, эти две невероятно импульсивные натуры мгновенно потеряли голову. Уже в августе 1985 года Мадонна и Шон сыграли свадьбу. По рассказам очевидцев, во время церемонии, проходившей на открытом воздухе, над ними летал вертолет телевизионщиков, и, увидев это, Пенн крикнул гостям: «Добро пожаловать в ремейк "Апокалипсиса сегодня"!» Эти слова стали почти пророческими, ибо брак не принес супругам ничего хорошего.О своей совместной киноработе-приключенческой мелодраме «Шанхайский сюрприз» - они оба предпочитают не вспоминать, в редкие часы совместного досуга они кутили, занимались сексом, устраивали шумные скандалы и от души поколачивали друг дружку. И все это время за ними активно охотились папарацци, любви к которым, как можно было понять по реакции на вертолет, Шон не питал никогда. В 1987 году одному из фотографов не повезло - он попал под горячую руку подвыпившему Пенну, который бро сился на него с кулаками. Итогом боксерского поединка стал месяц тюрьмы, который, правда, пошел актеру на пользу и даже пригодился в будущих актерских работах. Наверное, больше всего амбициозного Шона бесило, что в прессе его нередко называли мистером Мадонной. Жена действительно была популярнее его, и Пенну это страшно не нравилось. Это и стало одной из главных причин их разрыва. Хотя там всего хватало. Даже для гуляки Шона Мадонна вела слишком богемную жизнь, и общение с ней отвлекало его от работы. Достаточно сказать, что после выхода фильма «В упор» он не появлялся на экране целых два года - огромный срок для еще не ставшего звездой актера. И это могло быть губительным для его карьеры, но Пенна не позволяла забыть желтая пресса -светская хроника во всех красках описывала похождения самой яркой пары Лос-Анджелеса.
По семейным обстоятельствам
Криминальная драма Денниса Хоппера «Цвета» (1988), поднимавшая болезненную тему расовой дискриминации в полиции Города ангелов, стала подлинным возвращением актера. И на ней стало окончательно ясно, что, выбирая проекты, Пени предпочитает фильмы, поднимающие острые социальные и политические проблемы. Таковым была, например, и военная драма Брайана Де Пальмы «Военные потери» - наверное, самая нелицеприятная из всех картин о Вьетнаме. В ней рассказывалось о том, как группа американских солдат изнасиловала и убила вьетнамскую девушку, причем в основе ленты лежала реальная история. Но ударяться исключительно в чернуху у Шона тоже особого желания не было, особенно если предлагали поработать с таким актером, как Роберт Де Ниро, ставшим его партнером по площадке в криминальной комедии Нила Джордана «Мы не ангелы». За неделю до окончания съемок криминальной драмы «Состояние исступления» Пени официально развелся с Мадонной, а потому мог не скрывать свой роман с актрисой Робин Райт, начавшийся на площадке. Правда, на этот раз он был даже чрезмерно осторожен. Вместе они стали жить лишь в 1991 -м, а поженились и вовсе в 1996-м, причем к тому моменту у них было уже двое детей - дочь Дилан, названная в честь БобаДилана, и сынХоп-пер Джек, названный в честь Денниса Хоппера и Джека Николсона. Впрочем, тогда Шону было не до переездов - еще не закончив работу над «Состоянием исступления», он с головой ушел в проект своего режиссерского дебюта «Индейский бегун»(1991). Пенну с самого начала везло на талантливых партнеров, и в своем фильме он тоже смог собрать потрясающий актерский ансамбль. У него снялись Дэвид Морс, Вигго Мортенсен, Валерия Голино, Патриция Аркетт, Чарльз Бронсон и Деннис Хоппер. Драма удостоилась весьма лестных отзывов критики и претендовала на главный приз фестиваля в Локарно. К моменту премьеры фильма у него уже родилась дочь, и Шон полностью посвятил себя семье. Пенн высвободил в своем рабочем расписании целый год, и многим стало казаться, что он решил оставить актерскую карьеру, ведь работа над «Индейским бегуном» сопровождалась неоднократными заявлениями Шона, что ему наскучило сниматься и он разочаровался в своей профессии. К счастью для нас, он все же прервал свой затяжной отпуск ради возможности вновь сниматься у Брайана Де Пальмы, да еще и с Аль Пачино. Не меньшей жертвой было и то, что из-за съемок в «Пути Карлито» (1993) Пенн четыре месяца ходил с рыжими буклями на голове. Ни до, ни после этого он не играл персонажа, так не похожего на него внешне, как адвокат-кокаинист Дэвид Кляйнфелд.
Три выстрела - и все мимо
Наверстывать упущенное Шон не спешил. Он по-прежнему старался как можно больше времени проводить с семьей, а кроме того, работал над новой режиссерской постановкой -драмой «Постовой на перекрестке», сценарий к которой, как и к «Бегуну», писал сам. Фильм вышел в 1995 году, был с успехом показан на Венецианском кинофестивале и удостоился номинации на «Золотой глобус». И все же куда лучше была встречена новая актерская работа Пенна - драма Тима Роббинса «Мертвец идет». За нее ак тер получил свою первую номинацию на «Оскар», правда, на церемонию не явился. Может, он и начал вести тихую семейную жизнь, но бунтарем быть не перестал. Роль Мэттью Понселета, сидящего в камере смертников в ожидании исполнения приговора, как раз и стала тем, для чего ему пригодился опыт тюремного заключения. После столь тяжелых съемок актер снова пропал на два года и появился с мелодрамой Ника Кассаветеса «Она прекрасна» (1997), в которой разыграл любовный треугольник со своей женой Робин Райт и Джоном Траволтой. Словно в попытке реабилитироваться в глазах поклонников (что, конечно, не так), в том же году Пенн появился еще в двух фильмах - криминальной драме Оливера Стоуна «Поворот» и триллере Дэвида Финчера «Игра», где у него, правда, не очень большая роль. В 1998 году у Шона вышло уже две картины - разговорная драма «Переполох» и первая работа прославленного Терренса Малика за 20 лет, военная драма «Тонкая красная линия», - а в 1999-м и вовсе одна, зато какая! За свою работу в музыкальной комедии Вуди Алле-на «Сладкий и гадкий», где Пенн сыграл джазового гитариста Эммета Рея, в часы досуга любящего стрелять по крысам на свалке, актер был удостоен второй номинации на «Оскар» и третьей - на «Золотой глобус». На этом фоне можно счесть практически незамеченными его работы 2000 года - в драме «На вилле» и триллере «Вес воды». Зато через год он вновь выстрелил дуплетом, выпустив свою третью режиссерскую работу «Обещание», поставленную по книге Фридриха Дюр-ренматта, и сыграв потребовавшую немалой самоотдачи роль слабоумного в драме «Я - Сэм». Первая удостоилась номинации на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и «Золотого медведя» Берлинского фестиваля, чему в немалой степени поспособствовала фантастическая игра Джека Николсона, снимавшегося у Пенна в главной роли и в «Постовом на перекрестке». Вторая была номинирована на «Оскар», но Шона в третий раз обошли (почему - прекрасно объяснил Кирк Лазарус в фильме «Солдаты неудачи»).
Признание и его последствия
В известной мере досаду, вызванную недостаточно теплым приемом «Обещания», компенсировали отзывы на снятый Шоном Пенном сегмент киноальманаха «11 сентября». По мнению многих критиков, история старика, чей любимый цветок умирал от нехватки солнца и ожил, лишь когда рухнули закрывавшие его башни-близнецы, получилась самой сильной и пронзительной частью всей подборки. Едва ли Пенну могли понравиться слова о том, что эта короткометражка - лучшее, что он снял, зато он наверняка усмехнулся, читая обвинения в антиамериканских настроениях. Ведь Шон -один из немногих голливудских кинематографистов, никогда не боявшихся открыто критиковать президентскую администрацию. Так или иначе, он взял свое в 2003-м, когда вышли драма Клинта Иствуда «Таинственная река» и триллер Алехандро Гонсалеса Иньярриту «21 грамм». Душераздирающие сцены, в которых бьется в бессильной истерике отец убитой девочки, сыгранный Пенном, принесли ему давно положенный «Оскар». Наконец-то Американская киноакадемия согласилась со словами Марлона Брандо, сказав шего однажды, что Шон Пенн - лучший из ныне живущих актеров. Значила ли эта статуэтка что-то для Шона, впервые, кстати, пришедшего на церемонию за все четыре раза, что его номинировали, неизвестно, но факт в том, что с тех пор он не снялся ни в одном фильме, который не имел бы важного общественно-политического значения и не высвечивал бы очередную язву американского образа жизни. Чего стоит уже драма 2004 года «Убить президента. Покушение на Ричарда Никсона»! Да, она рассказывает историю тридцатилетней давности, но с тех пор кризис общества в США лишь усилился, из-за чего она стала еще более актуальной. Соответственно, теме противоправного вторжения американских спецслужб в дела других государств посвящен триллер Сиднея Поллака «Переводчица» (2005), о теме коррупции в высших эшелонах власти повествует драма «Вся королевская рать» (2006), и, наконец, болезненную как никогда для США тему борьбы сексуальных меньшинств за свои права поднимает драма Гаса Ван Сента «Харви Милк» (2008). Ошеломительное превращение Шона Пенна, живого воплощения брутальное™, в напомаженного гея не осталось незамеченным - полгода назад актер во второй раз получил «Оскар», обойдя Микки Рурка, которому многие прочили победу. Если у кого-то и были сомнения в том, что Пенн может сыграть кого угодно, теперь их нет, наверное, ни у кого. Интересно только, как это отразится на его общественной активности.
Ветряные мельницы
В 2000-х Пенн резко усилил свои нападки на президентскую администрацию и лично на Буша. Неслучайно именно он представлял США в киноальманахе «11 сентября», который действительно отнюдь не пропитан лояльностью к Америке. Получая «Оскар» за «Таинственную реку», актер не упустил случая, чтобы выступить перед всем миром (другой такой возможности просто нет) с обвинением в адрес Буша и его окружения. Он заявил, что они вторглись на территорию суверенного государства, пожертвовав жизнью американских граждан и прекрасно сознавая, что никакого оружия массового уничтожения в Ираке нет. Шон знал о чем говорил. Еще до войны он дважды ездил в Багдад в обход американских военных, чтобы убедиться, что правительство нагло лжет. После этого он на собственные деньги выкупил площадь в газете Washington Post, чтобы заклеймить там внешнюю политику, проводимую Бушем. Разумеется, его клюют все проправительственные СМИ, начиная с телевидения. Так, один из ведущих телеканала Fox News назвал Саддама Хусейна «дружком Шона Пенна». Но самой неприятной для Пенна стала издевка, которую содержал анимационный фильм «Команда Америка» от создателей «Южного парка», известных пересмешников Трея Паркера и Мэтта Стоуна. В нем Шон был изображен одним из голливудских актеров, создавших организацию с неприличной аббревиатурой и отправившихся под ее эгидой с миротворческой миссией в Северную Корею. Пенн не смог стерпеть оскорбления и послал Паркеру и Стоуну крайне резкое письмо, в котором предложил сопровождать их в поездке в Амман, Фаллуджу и Багдад, чтобы они могли сами убедиться, насколько не правы. Его обидчики не остановились на достигнутом и пали еще ниже, не только не ответив на письмо, но и выложив его в Сеть. Кроме того, он лично ездил в Новый Орлеан спасать тех, кто пострадал во время урагана «Катрина», принимает активное участие в борьбе за отмену смертной казни, выступает за отмену политической изоляции ряда стран и специально ездил в связи с этим на Кубу, чтобы встретиться с Фиделем Кастро. Разменяв пятый десяток, Шон, кажется, даже счастливо пережил пресловутый кризис среднего возраста. В 40 лет он бросил курить, хотя опустошал по четыре пачки в день, по-прежнему является образцовым отцом и, несмотря на все размолвки и разговоры о разводе, вот уже 18 лет вместе.

Дата размещения: 9-11-2019, 15:30
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.