Джек Николсон. Каждая роль — жизненный урок

Знаменитую улыбку Джека Николсона — гениального актера, запомнившегося нам не только по прославленному «Полету над гнездом кукушки», но и по целому сонму комедий, драм и триллеров, — знают во всем мире. По популярности он может соперничать, пожалуй, с самой Эйфелевой башней. Николсон, прославившийся еще В 70-е, — одна из редчайших находок Голливуда, актер-виртуоз, последний из могикан американского кинематографа, актер-счастливей, на долю которого выпало работать со многими выдающимися режиссерами. Несмотря на то что он переиграл целый отряд негодяев, монстров и всяческих оборотней, в жизни этот человек умеет мгновенно расположить к себе.

Джек Николсон. Каждая роль — жизненный урок


Ибо, кроме всего прочего, обладает редким даром естественности. В чем удалось убедиться лично, встретившись с г-ном Николсоном в отеле «Георг V» в Париже по поводу выхода нового его фильма — комедии Роба Рейнера «Пока не сыграл в ящик». Миллиардер и простой механик, оказавшись волей случая в одной больничной палате, решают исполнить побольше давних желании, пока еще - «не сыграли в ящик». Итак, Джек Николсон — передо мной собственной персоной.

На нем — шикарный темно-синий пиджак и штиблеты, начищенные до такого блеска, что в них можно смотреться как в зеркало. Становясь старше, он, по сути, ничуть не меняется. Джек производит впечатление человека, довольного собой и отчасти не чуждого самолюбованию. Его особая манера разговаривать — медленно, с нарочитой небрежностью, почти без жестикуляции, только играет на руку сложившемуся образу человека-загадки. Сквозь череду масок, которые Николсон любит примерять на себя, трудно докопаться до его истинного лица. Будучи гениальным лицедеем, он остается таковым и в жизни.

Как известно, вы имеете возможность сами выбирать не только сценарии, но и чуть ли не режиссеров. Чем же заинтересовал вас именно этот сюжет?

Хотим мы того или нет, но о смерти, как ни крути, думает каждый. Иногда даже в несколько... идиотическом ключе. После чьих-либо похорон приходишь домой и думаешь: «Хотел бы я иметь такой же красивый памятник». Ну, что-нибудь в этом роде... Сценарий «Ящика», кроме прочего, привлек меня тем, что он полон внутренних диалогов, которые мы часто ведем сами с собой. Все мы, миллиардеры или бедняки, равны перед смертью, перед страхом неизвестности. Сам я очень люблю жизнь и разумеется, боюсь смерти. Не патологически, конечно, порой задумываюсь о ней, представляя себе невозможный, невыносимый для каждого живого существа момент, день, когда меня не станет. Вообще мне не очень-то хочется размышлять об этом: пусть все идет своим чередом. Да и в глубине души — как всякого человека, наверное — теплится надежда, что никакой такой смерти нет.

Для тех, кто верит в бессмертие души, конечно, нет. А по-вашему, становятся ли с возрастом люди болee религиозными?

В этом плане я плохой пример для подражания. Наверное, я самый нерелигиозный человек в нашей съемочной группе... Религия может стать поддержкой, но невозможно научиться вере самостоятельно. Я пытался молиться, но ничего не получилось, божественное чувство так и не снизошло на меня. Мне кажется, все гораздо сложнее: так называемая религиозность в нас или есть, или нет. Но как бы то ни было, жизнь всегда заканчивается вечным сном. Хотелось бы, конечно, чтобы моя работа над фильмом оставила какой-нибудь след в душах людей, заставила их размышлять. Мой первый учитель актерского мастерства Джефф Коррей говорил: «Задача актера — дать пищу для ума, задать направление мысли».

Вы тщательно выбираете сценарии?

Очень. С годами, правда, критерии меняются. Но я никогда не думаю о коммерческом успехе, для меня важно другое — чтобы все мои фильмы и роли были разными. Не хочу быть заложником одного амплуа. В актерской работе всегда есть определенный риск. Вне зависимости от церемонии вручения «Оскара».устремлений и стараний фильм может получиться неудачным и принести разочарование публике. Поэтому актерство предполагает большую ответственность: нельзя пользоваться штампами, необходимо постоянно учиться. Это и есть суть нашей профессии - каждый день с нуля. Каждая роль — жизненный урок.

Если не секрет, как вы готовитесь к роли?

Это довольно сложный многоступенчатый процесс. К примеру, я отрабатываю дыхание, используя для этого пение. И всегда записываю диалоги на небольших карточках, отмечая ударения или ритм в каждой группе слов или фраз. Но самое главное — разобраться в сценарии и найти изюминку в характере героя, прежде всего пластическую. Герой должен по-особому двигаться, ему должно быть присуще какое-то характерное движение, жест. Как актер, я предпочитаю готовиться заранее, чтобы делать как можно меньше дублей, но в качестве режиссера отдаю предпочтение многочисленным

дублям и кропотливой работе над монтажом. Я придирчиво отношусь к выбору костюмов для своих персонажей. Правильно подобранный костюм помогает лучше охарактеризовать героя, раскрыть его внутренние качества.

За свою долгую карьеру вам приходилось играть с самыми разными актерами. В последнем фильме вашим партнером был Морган Фримен. Как вам с ним работалось?

Мне всегда хотелось поработать с Морганом. Мне нравятся его актерские работы, и я очень обрадовался, когда узнал, что мы будем сниматься вместе. Работать хорошо с теми, кому доверяешь. Я всегда стремился играть на грани, на самом лике напряжения, и мне важно, чтобы рядом был кто-то, кто смог бы поддержать мою игру.

Ваша совместная игра с Фрименом напоминает слаженные действия игроков одной команды на спортивных соревнованиях. Как вам удалось достичь такого взаимопонимания ?

Наши герои дополняют друг друга. Мы эдакие монстры — я сам слышал, что нас так называют за глаза. Мне это даже польстило. Морган — великий актер, я называю его современным Джеймсом Дииом. Как и Дин. Морган играет на полную катушку, в его игре нет ничего случайного. И у того и у другого каждая поза, каждое движение продуманы. Джеймс Дин знал, как его нужно фотографировать, обожал детали, понимал, что такое фотогеничность. То же самое и с Морганом.

При этом вы с Фрименом совершенно разные... И по типажам, и но характеру...

Да и в жизни — разные... Я из родом из Нью-Джерси, а Морган с Миссисипи. Мой герой — персонаж не слишком удобный: он не альтруист, к людям относится без особой симпатии. К тому же он привык, что его слушают беспрекословно. С другой стороны, каким бы добрым вы ни были, двум пожилым людям сложно ужиться в одной комнате, ведь общим становится не только пространство, но и время.

У вас в фильме есть кадр, где вы в ушанке с российской кокардой. Бьюсь об заклад, что это не находка режиссера, а подарок из Москвы.
Это действительно русский сувенир. Я взял ее на съемки, потому что решил. что так будет забавней. Мои дети очень любят носить эту шапку и считают ее стильной. Россия удивительная страна. Я приехал туда на сутки, задержался на три дня, а мог бы и вообще не вернуться, так мне понравилось! Люди там умеют зажигать!

Есть ли в вашей жизни нереализованная мечта?

Это вроде—слетать в Париж на завтрак? Нет, так в моей жизни уже было. Однако могу с сожалением констатировать, что мне сейчас не хватает приключений. То ли дело, когда мы с Хоппером привезли фильм «Беспечный ездок» в Канны: взяли два харлея и проехали по набережной со страшным грохотом. Еше красной дорожки и в помине не было, и даже основное здание не было построено, но как же было здорово и радостно! А потом мы закатились в соседний городишко Жуан-ле-Пэн и гуляли до утра!

Часто ли у вас бывают смешные случаи на съемках?

Жизнь непредсказуема. Однажды, например, на парижском мосту Сен-Жермен снималась сцена моей встречи с главной героиней. Камера работает, иду навстречу, весь в образе, и в вместо героини неожиданно появляется сотни людей с плакатами. Я не понял откуда они взялись и чего хотят и пошел поговорить с ними, разобраться что происходит. Оказалось, это были почасовики предприятий зрелищном сферы, вышедшие на демонстрацию из-за сокращения правительством рабочего времени. Еще помню, моя дочь Дженипфер была на съемочной площадке где снимался фильм «Полет над гнездом кукушки» и там был настоящий доктор, который задавал настоящие профессиональные вопросы, а я отвечал разную ерунду с серьезным видом — хотел показать дочери, как хорошо умею импровизировать. Это было довольно забавно. Но обычно я так не делаю, поскольку каждый кадр заранее оговорен и прописан.

Вы действительно прыгали в фильме с парашютом?

О да! Я был бесстрашен... (Поднимает брови домиком и хохочет.) Да какая разница, правда это или ложь? Диана Вриланд, главный редактор американского Vogue, частенько жаловалась мне на скучные интервью. Однажды она сказала: «Джек, не говорите мне правду». В ответ на мое удивление она пояснила: «Если вы будете говорить правду в каждом интервью, это быстро наскучит читателю. Ваша настоящая жизнь нас не интересует».

Значит, все что вы мне сейчас рассказали, нужно делить пополам?

Именно так!

Собираетесь ли вы продолжить свою режиссерскую карьеру?

Хотелось бы, конечно... Но у меня столько планов, и я все время занят на съемках! Да и фильмы, которые я снял, не имели такого уж большого успеха
Нравится ли вам современное кино?

Думаю, мне повезло, что я начинал работать в 60-е и 70-е. В то время каждый месяц на экранах появлялся шедевр. Теперь все по-другому. Студии не заинтересованы в хорошем кино, их больше интересуют вложения в суперпостановки приносящие сверхприбыли. Да, я видел все эти фильмы со спецэффектами, теперь вся культура такова. Мы переживаем эпоху хип-хопа. Меня все эти блокбастеры, все эти мегапостановки со спецэффектами отнюдь не восхищают. Однако они поражают воображение своим размахом, и поточу все на них ведутся. В результате в Голливуде никто не интересуется жизнью простого человека — всем подавай суперменов.

Можете ли вы влиять на свою роль — изменить или вырезать ту или иную сцену?

Если я не режиссер фильма и не продюсер, то всегда выполняю указания режиссера. Но если у меня есть идея, как лучше исполнить роль, непременно поделюсь с режиссером. Я не устаю повторять — не используйте меня как радио, а дайте пережить это самому.

Вы всегда играете главные роли. А могли бы сыграть в эпизоде?

Не отказался бы и от эпизода, если он представляет какую-либо ценность.

Думали ли вы, будучи мальчишкой, что станете кумиром миллионов людей?

Подростком я бы очень удивился, услышав такое. Я специально пошел работать на киностудию MGM, чтобы встретить там настоящих голливудских звезд. Я работал посыльным и, как все подростки, обожал смотреть кино. Работал в отделе мультфильмов, и мне часто говорили: сделай то или это, а я смотрел, открыв рот, на Марлона Брандо и Лану Тернер. Когда сейчас я вспоминаю собственную жизнь, то понимаю, что принимал правильные решения во многом благодаря этим фильмам. Именно они и помогли мне сделать карьеру.

Чему вы научились у Марлона Врандо?

Глядя на него, да и на других тоже, видел лишь результат, игру. Научиться глядя, как играют другие, нельзя. С другой стороны, не верьте тем, кто говорит что, дескать, ты не в состоянии стать актером. Неправда. Все могут научиться этому ремеслу.

Кем работать проще — режиссером или актером?

Режиссер Джордж Миллер на этот вопрос отвечал так: «Моя работа очень легкая, сижу в кресле и даю указания». Лично для меня легче быть актером — у меня это лучше получается...

Какого цвета у Вас глаза?

Карие в которых пляшут озорные чертики.

Дата размещения: 9-11-2019, 15:35
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.