Чарли Чаплин. Великий немой

Вообще 1915 год был знаковым для истории американского кино. Кроме «Бродяги», первого короткометражного шедевра Чаплина, в том году вышел первый американский полнометражный блокбастер «Рождение нации». Видимо, сама спорная из череды великих голливудских лент (ее режиссер Гриффит фактически поддержал Ку-Клукс-Клан, и «рождение нации» понималось именно как послевоенное объединение белых южан и северян против негров и их приспешников), эта картина подняла кинематограф на совершенно новый уровень - особенно в том, что касается размаха постановки и масштаба доходов (три миллиона долларов проката при 110 тысячах расходов). Между прочим, «Рождение нации» подвигло Маргарет Митчелл на написание «Унесенных ветром». После «Бродяги» в творчестве Чаплина наступает заметный перелом. Если до года он играл в простых фарсовых пантомимах, то в дальнейшем его картины становятся многоплановее и... грустнее. Нет, шутки и трюки никуда не уходят, но меняется тон постановки, а главный герой «обрастает» все более сложным характером.

Чарли Чаплин. Великий немой


Хотя Чаплина заслуженно называют одним из крупнейших гуманистов XX века, сам Бродяга часто не был образцом гуманизма. В том-то и заключалась прелесть лент о нем: Бродяга - бездомный, судорожно пытающийся преуспеть в жизни. Ради этого он на многое готов, но удача раз за разом от него отворачивается - все его душевные жертвы пропадают втуне. И основные зрители Чаплина - «маленькие люди» по всему миру - отлично понимали, что хочет им сказать режиссер. Они тоже чувствовали, что стремительные перемены XX века разрушают привычный уклад жизни, а взамен дают лишь колоссальное социальное расслоение и абсолютное всемогущество денег.
БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Как и надеялся Чаплин, публика сочувствовала Бродяге, когда он оказывался в беде, и смеялась над ним, когда он по собственной вине попадал впросак. Совершенствуя свой образ «бедняги Чарли», Чаплин продолжал богатеть. В 1916 году он потребовал у Essanay годовой контракт на полмиллиона, а когда студия отказалась, подписал с компанией Mutual договор на 670 тысяч. Новые хозяева дали братьям Чаплинам собственное студийное помещение и позволили им нанимать собственную команду. Два года работы на Mutual Чарли позднее назовет «счастливейшим временем» своей карьеры. Действительно, в это время Чаплин имеет возможность снимать фильмы, не заботясь о финансовых проблемах и выстраивая большие декорации даже для коротких фрагментов (неслыханная практика в Голливуде того времени). Чарли творит, выдумывает, пробует, совершенствуется... И его эксперименты приносят прибыль - в следующем контракте с Mutual стоит невообразимая для тех лет сумма - миллион долларов!
Однако Чаплины находят еще более выгодный вариант. Они создают независимую студию Chaplin Pictures и подписывают договор с крупнейшим дистрибьютором First National на 1,25 миллиона долларов (это первый в истории Голливуда контракт такого размаха). При этом Чаплин впервые в жизни получил полный контроль над всем процессом создания и финансирования фильма.
Как в таких случаях обычно и бывает, первые же работы Чаплина в качестве независимого предпринимателя вышли за рамки бюджета. И тут First National неожиданно начала саботировать условия договора. Выяснилось, что компания планирует слияние со своим главным конкурентом - студией Paramount. Образующаяся монополия должна была раздавить мелкие студии и подрезать крылья возомнившим о себе суперзвездам, требующим «завышенные» гонорары.
Упреждая удар, Чаплины, Дуглас Фербенкс, Мэри Пикфорд, Гриффит и Уильям Харт в январе 1919 года объявили о создании независимой дистрибьюторскои компании United Artists. На первых порах Чаплин не собирался становиться во главе новой фирмы, тем более что до окончания срока его контракта с First National было еще далеко. Но требовалось показать студийным боссам, что «независимые» не собираются сдаваться на милость победителей.
Формально оказавшись одним из руководителей UA, Чаплин толком не занимался ни бизнесом, ни кино. Мешали проблемы в семье - за два года до этого он женился на 17-летней Милдред Харрис, но брак стремительно разваливался. Дабы отвлечься от муторного развода, он запустил в производство свою первую полнометражную ленту под названием «Малыш». Выход картины на экран сопровождался массой проблем. Дошло до того, что продюсеры First National попытались выкрасть негатив, чтобы не платить за картину положенные по контракту полмиллиона. Чаплину, как заправскому конспиратору, пришлось прятать коробки с фильмом у доверенных друзей и в гостиничных номерах.
ПОЛНЫЙ МЕТР И ЗВУК
После того как «Малыш» - первая в мире полнометражная сентиментальная трагикомедия - в 1921 году собрал в прокате два с половиной миллиона, режиссер быстро «закруглил» договор с First National и перешел к полноценному сотрудничеству с United Artists.
Его первая картина на новой студии поразила всех. «Парижанка» (1923) была психологической драмой без участия Бродяги! Такого афронта от Чаплина никто не ждал. Позднее картину оценили очень высоко, но тогда она провалилась в прокате и поставила под угрозу будущее UA.
В третьей большой картине Чаплин вернулся к накатанной дорожке и снял один из своих главных шедевров - «Золотую лихорадку» (1925, прокатный доход 4 миллиона долларов). Тогда же он женился на Лите Грей. Этот брак принес Чаплину двоих детей, но развалился еще быстрее, чем союз с Харрис.
Во время бракоразводного процесса адвокат Литы Грей затеял в прессе кампанию против Чаплина - чтобы перетянуть мнение суда на свою сторону. За обвинениями в пренебрежении отцовскими обязанностями последовали и профессиональные «наезды». Режиссера называли бездушным деспотом, сексуальным извращенцем, маньяком-перфекционистом... Одновременно федеральные власти обвинили Чаплина в уклонении от уплаты налогов. Бедняга Чаплин быстро поседел и пережил несколько нервных срывов.
Несмотря ни на что, в 1928 году он все-таки завершил работу над своей очередной большой комедией «Цирк». Картина собрала три миллиона, а Чаплин получил одну из первых наград только что созданной Киноакадемии, причем не за лучший фильм, а сразу за вклад в искусство.
В этот момент в кинематограф пришел звук. Как и многие влиятельные режиссеры того времени, Чаплин был против звукового кино, поскольку считал его предательством художественных идеалов. Однако он быстро согласился с тем, что музыкальное сопровождение видеоряда должно быть цельным и находиться в неразрывном единстве со смыслом картины. «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1936) вышли без голосов, но с треком на музыку Чаплина (кстати, одна из основных музыкальных тем «Времен» хорошо известна нам как «По улице ходила большая крокодила»). Хотя оба фильма неплохо выступили в прокате и справедливо считаются классикой, для своего времени они уже были явным анахронизмом. Критики хвалили режиссера за верность некогда избранному стилю, но сам он прекрасно понимал, что быстро становится ходячим ископаемым.
Во время создания «Новых времен» Чаплин в третий раз женился, и вновь на своей экранной партнерше - Полей Годдард. Этот брак распался к 1942 году. Тем временем продюсер Александр Корда подарил Чаплину идею: «Твой Бродяга очень похож на Гитлера». Мысль Корды вылилась в самый успешный фильм режиссера - его первый полноценный звуковой проект «Великий диктатор», в 1940 году собравший в прокате 5 миллионов долларов. Забавно, что Гитлер действительно после Первой мировой отрастил усики под носом, подражая герою Чаплина. До «смены имиджа» будущий фюрер носил полноценные гвардейские усы.
ГЕНИЙ-ИЗГНАННИК
За все 40 лет жизни в США Чаплин так и не удосужился принять американское гражданство. В годы войны это привлекло к нему внимание борцов с «тайными шпионами». Чаплину припомнили все: от сбора денег в пользу воюющего СССР до женитьбы в 1943 году на 17-летней Уне О'Нил, дочери знаменитого американского режиссера. Уна родила Чаплину 8 детей и прожила с ним до его последнего вздоха.
После войны гонения на подозреваемых в коммунизме только усилились. Сняв в 1947 году черную комедию о серийном убийце «Месье Верду», а в 1952-м - мелодраму о любви пожилого клоуна и молодой балерины «Огни рампы». Чаплин, измученный несправедливыми нападками и ложными обвинениями, г два десятилетия покидает Америку. Как гражданин Великобритании, он мог вернуться на родину, но вместо этого семья Чаплинов поселяется в Швейцарии.
В Европе режиссер продолжает активно работать. Он сочиняет музыку для своих немых фильмов, пишет автобиографию и снимает две свои последние картины - «Король в Нью-Йорке» (1957) и «Графиня из Гонконга» (1967). Хотя «Графиня» была первым (и единственным) цветным творением Чаплина, а главные роли в ней играли Марлон Брандо и Софи Лорен, лента заслуженно провалилась в прокате. Карьера Чарльза Спенсера Чаплина подошла к логическому завершению - идеи новых фильмов продолжали его посещать, но сил на реализацию задумок у него уже не было. В1972 году Чаплин возвращается в США, чтобы принять «Оскар» за «жизнь в искусстве». Три года спустя талант классика оценила и британская корона - он получил Орден Британской империи и рыцарский титул. Характерно, что Франция признала заслуги великого мастера задолго до обеих его родин - Чаплин стал кавалером Почетного легиона еще в 1920-х.
В1977 году Чаплин скончался, но даже после смерти ему не было покоя. Год спустя его тело было выкрадено из могилы. После того как похищенные останки нашлись, Чаплин был перезахоронен, а его могила - зацементирована. Но это уже не имело значения. Ведь такие люди, как Великий Чарли, не умирают. Они уходят в вечность, чтобы навсегда остаться с нами и служить примером для восхищения.

Дата размещения: 9-11-2019, 16:12
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.