Клара Новикова. Между смехом и слезами

В жизни она столь же артистична и остроумна, как и на сцене.
Клара, почему так мало женщин-юмористов? Отношение к артистам, которые занимаются юмором, у людей театральных немножко снисходительное — легкий жанр, где-то с пошлятинкой. Наверное, еще и поэтому женщины не рвутся в сатирики - боятся быть смешными... Скорее, не смешными, а некрасивыми. Например, моя тетя Соня -отнюдь не красавица: толстая, грудастая. Я, когда куда-нибудь приезжаю, часто слышу: "Ой, вы, оказывается, такая маленькая! А куда же вы свою грудь дели?" Я отвечаю, что она отдельным багажом идет. А однажды мне Борис Николаевич Ельцин сказал: "Тетя Соня, вы такая молодая!?" Но в ней - некрасивой - столько оптимизма, юмора, столько души. И в грудь ее хочется уткнуться, поплакаться, и на плечо ее - опереться. У меня в спектакле есть самые разные женские образы. Но никогда нет "Крокодила" -в смысле названия журнала. Я никого не порицаю, не осуждаю. Я пытаюсь понять. Мне всегда хочется быть на стороне женщины.

Клара Новикова. Между смехом и слезами


Сейчас вас трудно представить в каком-то другом амплуа. Похоже, на самом деле эстрада возникла в моей жизни случайно. Я не поступила в Театральный институт в Киеве - ужасно расстроилась. А сейчас думаю - поступи я, что бы делала после распределения со своей травестийной внешностью в каком-нибудь полтавском "музычно-драматичном" театре! Вот уж, спасибо судьбе - я прошла по конкурсу в эстрадно-цирковой. Это было во мне всегда - любовь и тяга к смешному. Я с детства бегала в цирк, он был рядом с домом. Я там дневала и ночевала,
видела всех клоунов: Карандаша, Никулина, Попова... И какое-то время мечтала стать клоунессой.
А из вас она получилась бы. Мне тоже так кажется. Однажды Юрий Владимирович Никулин увидел меня на манеже. Был какой-то концерт, съемки, и мы с Ефимом Шифриным исполняли адажио на двоих, танцевали, любовь изображали. Это было так смешно, что Никулин сказал: "А могла бы..." Для меня вообще понятие "клоун"
- это высшее, что есть в театральном мире. Это не просто тело с большой попой и красным носом, это - мировоззрение. Это - пересмешники. Никулин - великий клоун, Фернандель... В том, что делал Феллини, - клоунада с большим смыслом. Джульетта Мазина— великая клоунесса. Это моя любимая актриса, и мне всегда хотелось быть немножко Мазиной. Она вся — на грани между смехом и слезами. Такова вообще женщина. Ничего не стоит ее обрадовать, рассмешить. И ничего не стоит ее расстроить, заставить плакать. Пустяки, один шаг, даже полшага.
Женская доля непроста. Нашим спутникам жизни, пожалуй, поживется, как считаете? Сегодня это отнюдь не так. Мне кажется, что мужчины более растеряны. Мы как-то быстрее нашлись в современной жизни, перестроились, стали деньги зарабатывать. Может быть, нам проще браться за то, за это, за пятое, за десятое - мужчине бывает неловко чем-то заниматься... Мой родной брат переехал жить в Америку. Он врач, но ему пришлось, чтобы содержать семью, пойти работать в дом престарелых, стирать трусы старушкам. Он так замкнулся, это было для него каким-то ужасным внутренним поражением. А у жены его хватило сил выучиться, организовать свою частную практику — она тоже врач. Кстати, в эмиграции так часто и бывает - женщины скорее там осваиваются. Да и здесь я наблюдаю за теми же актерами - многие потерялись. И - актрисами... У меня есть приятельница: какое-то время назад она, работая в оригинальном жанре, перестала выходить на сцену - возраст подошел. Всегда такая бойкая, деловая, она вдруг жутко изменилась, ходила как в воду опущенная. А через какое-то время я ее встречаю - у нее свой косметический салон. Она сама вся преобразилась, какие-то одежды яркие пошли, шляпы, перья. Ее хочется видеть, слушать, наблюдать за ней!
Ну что действительно сидеть сложа руки. Чего ждать! Когда добрый дядя придет и поведет нас в светлые цеха, где звучит музыка и по утрам делают зарядку? Мы привыкли к этому, но сейчас другое время: каждый сам дирижер своей жизни. Да и вообще женщину, которая плачет, стенает, никто не любит. И никто се пожалеть не хочет.
А как же глубокое, исконно русское "жалею - значит, люблю"? Я употребляю это слово совсем в другом смысле. "Ах ты бедняжка" - в этом же есть неправда: каждый все равно живет своей жизнью. Я тебя пожалею на 10 минут и забуду. Потому что мне в моей жизни так тяжело, что я хочу видеть рядом с собой оптимистично настроенных людей. Наша жизнь стала более жесткой, более жестокой. Она приближается к стандартам, что существуют на Западе: не любят там людей, которым плохо.
Я, кстати, не знаю, какие срабатывают в женщине механизмы, удерживающие ее "на плаву". Но у меня в жизни были очень тяжелые минуты, меня преследовали болезни, достаточно сложно вес было - на грани жизни и смерти. И дамоклов меч висит... Мне иногда звонят мои врачи: "Клара, стоит ли так выкладываться?" А я думаю: "Если бы не было всего этого, сидела бы я, меня все коллеги тут же бы забыли"... Только встречаясь, спрашивали бы друг у друга: "Слушай, а что там Кларка делает? Жива ли вообще? " И — пошли о чем-то другом. Да-да, именно так Мы даже на смерть реагируем как на что-то привычное. "Ты слышала? Какой ужас! Сколько же ему было лет? А что жена? Кстати, ты вчера по телевизору видел?.." Все - забыто. Конечно, жизнь стала жестче. Но выбора у нас нет. И поэтому "Печаль моя смешна".
Это название вашей программы, которая собирает полные залы. На какую реакцию зрителей рассчитываете вы, выходя на сцену?
Еще несколько лет назад я бы сказала, что мне нравится, когда люди реагируют на паузу, когда они догадываются,что я хотела сказать между строк. Сегодня мне уже не надо говорить о чем-то между строк: чего там фигу в кармане держать! Я играю, перевоплощаюсь без каких-то до юлнительных средств. Я, микрофон, свет, музыка - ничего больше нет. Мне хотелось бы, чтобы для зрителя было откровением то, что может актер. А он может все: захочет — и вы будете плакать, а захочет - и вы будете хохотать... У меня нет никаких глобальных идей по изменению жизни. Я хочу, чтобы мужчина почувствовал себя мужчиной, а женщина — женщиной. Чтобы, придя с концерта домой, им захотелось выпить вдвоем по чашечке кофе, а может быть, и не только кофе, посмотреть друг другу в глаза и понять друг друга. Захотеть понять.
А в вашей семье есть такое взаимопонимание?
В общем есть. А если оно не возникает сразу, то приходит через какое-то время. Я тут взбрыкнула и ушла жить отдельно. Юра поначалу не мог поверить, что я на это решусь, а потом понял меня.
Это скорее мужской поступок?
Мне просто стало тесно и тяжело в небольшой квартире, где мы все вместе жили: я, Юра, дочь с мужем и маленьким Левочкой, две собаки... Я двадцать с лишним лет гладила, стирала, убирала, стояла ночами у плиты, уезжая на гастроли, забивала холодильник, мчалась на концерт - в одной руке сумка с продуктами, в другой - костюм... Как сумасшедшая. И вдруг поняла, что больше так не могу, не выживу. И еще поняла, что моя жизнь ничуть не менее ценна, чем жизнь мужа, дочери. Конечно, я бы свою жизнь отдала за дочь. Но пока такой надобности нет, я хочу нормально существовать. К сожалению, я не могу себе позволить большую квартиру с отдельными комнатами для всех или загородный дом...
И как они без вас, справляются?
Прекрасно справляются. А потом я не ушла от них совсем, я живу на два дома. Привожу им продукты, готовлю, несусь с репетиции мыть малыша... Просто теперь после суматошного дня я имею возможность побыть в тишине, отдохнуть, подумать спокойно, послушать музыку. Все то, чего не могла себе позволить много лет. Конечно, Юра тоскует и грустит, и я его понимаю. Но, когда нам хочется быть вместе - мы вместе, мы ходим куда-то, отдыхать ездим всегда вдвоем. За 22 года мы все прошли: и ссоры, и взаимные упреки, и угрозы за 10 минут до Нового года: "Я уйду из дома! Ты бытовая скандалистка!" А теперь он робко спрашивает меня: "Ты же с нами будешь встречать Новый год, правда?" Конечно, с ними -мне так приятно пойти в магазин, закупить все, сделать вкусный стол.
Да, слух о ваших кулинарных способностях, Клара, гуляет по Москве.
Я отношусь к приготовлению пищи как к творчеству. Я люблю изобретать еду, придумывать. Фантазия начинает работать! Но я хочу, чтобы и отношение к моей готовке было соответственным. Помню, я приготовила индейку - с корицей, мускатным орехом, с какими-то фантастическими начинками. Пришел Юра (он - журналист) с Мишей Талем, царство ему небесное, уже поддатые, что-то в редакции отмечали. Слопали все, не заметив, разбили мне старинные бокалы. Наутро я спрашиваю: "Юр, вы с Мишей хоть поняли, что ели?" А он мне; "Было столько мяса!" Очень грустно... А в другой раз он принялся за мой борщ. Хлебал, хлебал. На мой вопрос: "Вкусно?" - раздается: "Да плевать, мне бы поесть..." Я взяла всю эту кастрюлю и у него на глазах в унитаз вылила. Как наплетать? Я столько времени на него потратила. Ведь мой борщ - это особая история.
И что - удалось перевоспитать неблагодарного? И возможно ли это вообще в отношении мужа?
Женщина очень многое может, только она должна понимать это. Ей так много дано - и хитрость, и мудрость. Ей нужно только правильно себя повести. Повести - за собой. Ведь мужчины-как дети, у них мозги другие. Но как ребенку стоит внушать, что он может все сам, так и у мужчин нельзя отбивать инициативы. Оказавшись без вас, он все может. Выяснилось, что мой Юра готовит, и свои носки может постирать, и брюки погладить... Не надо только ему выговаривать: почему ты этого не сделал? Нужно исподволь подвести к тому, чтобы он это сделал. И еще. Если не устраивать праздники на двоих, очень быстро все наскучит, станет забытовленно. Все сведется к тому, сколько кто денег получил, куда кто потратил. От этого тоже не уйдешь. Но - чуть-чуть в сторону, и вот вы ему ни с того ни с сего что-то подарите, он - вам. Мне нравится устраивать праздники по поводу и без, когда - вдруг. Когда на вопрос: "А что это у нас сегодня?" - можно ответить: "Да просто суббота". Не надо для этого ничего особенного. Просто тортик с сердечком испечь, зажечь свечку и свет пригасить. Нельзя из жизни романтику выбрасывать. Я хочу, чтобы Маша, дочь моя. и ее муж Боря это понимали.
Да, они оба заняты делом: Маша учится в Российском гуманитарном университете, Боря преподает там античную литературу и древнегреческий язык, пишет докторскую. Да, у них появился маленький. Так вот в этот период женщине с ее замотом и замкнутым образом жизни особенно необходимы праздники. Я помню, когда Маша была маленькой, Юра делал мне такой подарок: он меня отпускал из дома, освобождал. Я садилась на 5-й троллейбус и ехала от конечной до конечной, по любимым улицам, среди людей. Я глазела по сторонам - кто-то входит, кто-то выходит. Мне всегда было интересно наблюдать, отгадывать - кто есть кто. Кстати, это очень важно и в моем жанре: пока ты видишь, слышишь - ты актуален, перестаешь участвовать в жизни - и ты уходишь.

Дата размещения: 10-11-2019, 11:40
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.