Ирина Мурзаева. Эксцентрический ключик

Когда Ирина Мурзаева идет по улице, прохожие улыбаются ей. Потому что не раз от души хохотали, глядя на ее экранных героинь—быстрых как ртуть, немного чудаковатых, частенько попадающих впросак, но никогда не унывающих. Люди постарше вспомнят ленты своей молодости—«Сердца четырех», «Близнецы», «В шесть часов вечера после войны». В памяти других всплывут «Простая история», «Когда казаки плачут», «Женщины». Из молодых мало кто не видел «Женатого холостяка», а как не улыбнуться при виде Анны Христофоровны, специалиста по добрым советам! Да и для ребятишек Мурзаева «свой человек»—и потому, что много снималась в сказках, и потому, что часто выступает в их любимом киножурнале «Ералаш».
— Скажите нам, Ирине Всеволодовна, как начинался ваш путь в искусстве?

Ирина Мурзаева. Эксцентрический ключик


— Это у-ух куда надо возвращаться! К началу 20-х... Окончила театральный техникум имени А.В.Луначарского (нынешний ГИТИС). была актрисой Свердловского ТЮЗа, театра-студии под руководством Р. Симонова, Московского театра имени Ленинского комсомола. Всегда любила в искусстве яркую форму, острую характерность, комедийность. Так, в «Вишневом саде» я играла и Варю, и «клоунессу» Шарлотту Ивановну. Исполняла роли серьезные: скажем, учительницу Володи Ульянова в спектакле «Семья», фру Линде в «Норе» Ибсена, и комические—сваху в гоголевской «Женитьбе», миссис Уильфер в «Нашем общем друге» Диккенса или—под стать им—портниху в пьесе Погодина «Моль». Такие перепады для актера удивительно интересны!.. Потом мне и самой пришлось преподавать актерское мастерство, пробовать силы в режиссуре: в московском Лейкоме поставила спектакли «Мужество» по В. Кетлинской и «Новые люди» по роману Н.Чернышевского «Что делать?».
— А как пришли в кино?
— Все началось почти с курьеза. Я накануне, как назло, обожгла себе кончик носа: лечила насморк синей лампой да и случайно дотронулась до ее. Но на киностудию отважилась все-таки пойти и... Моя типровтзированная «нашлепка» на носу была замечена режиссером К. Юдиным, что он тут же дал мне роль маникюрши, этакой любопытной сплетницы, «королевы замочных скважин».
— Действительно, сатирическое попадание здесь было на редкость снайперским.
— Вообще-то работа не сразу пошла гладко. Я долго не могла приспособиться к специфике кино: играла по театральной привычке с нажимом, пока не увидела отснятый материал и не поняла, что. пытаясь все делать по правде, кривляюсь,—перед камерой надо делать все во много раз мягче, без нажима. Тогда смогла думать уже не только о технике исполнения, но ставить себе какие-то сложные задачи. Этот фильм стал «точкой отсчета», вехой в моей биографии. Хотя что дальше, было тогда неясно: шел 1941 год.
— Но и во время войны вы снимались. Назовем хотя бы «Свадьбу», поставленную в 1943-м, где вам довелось работать с Э.Гариным, Ф.Раневской, С.Мартинсоном. Что запомнилось больше всего?
— Как они мне завидовали... Да-да. Роль-то у меня там была небольшая, но в сцене за столом, изображая одну из свах, я должна была съедать в кадре настоящую котлету! Сейчас это звучит, наверное, смешно, а может быть, и неправдоподобно. Но было!.. Выросли новые поколения, не знающие того лихолетья...
— Яркий комизм и филигранная отделка характера персонажа стали постоянными спутниками ваших экранных работ. Для зрителей роли Ирины Мурзаевой при всем их разнообразии слились как бы а некий единый образ, обаятельный, узнаваемый, каждый раз встречаемый с радостью. Попробуем вспомнить, из чего складывался этот образ, к примеру, за последние годы. Итак, с вашим участием выходили фильмы «Опекун», «Старики-разбойники», «12 стульев», «Учитель пения», «Сдается квартира с ребенком»...
— ...«Поцелуй Чаниты», «Преступление», «Сказка, рассказанная ночью», «Розыгрыш», «Счастливая, Женька!», «Зудов, вы уволены!», «Если можешь, прости...». Да все-то вспоминать и смысла нет. Главное для актера—сознавать, чтобы ты всегда работал не ниже своих возможностей и что каждый раз хотел сказать людям что-то важное о них же самих, помочь им посмотреть на себя со стороны. Побывала я и в шкуре «темных сил». Играла одну-из злых волшебниц в «Сказке о потерянном времени», сваху, уговаривающую героиню «Анны на шее» выйти замуж за старика, фрейлину-интриганку из сказки «В тридевятом царстве» и многих других «злюк» и «вредин»... Экран позволяет примерять разные обличья: благодаря ему я становилась и деревенской бой-бабой, и бывшей балериной, и даже «моржихой», любительницей зимнего плавания.
— Приходилось ли вам что-либо придумывать для роли?
— Предлагать, придумывать, находить приспособления—это само существо актерского дела. Если ты заинтересовался ролью, фантазия начинает работать сама собой. Помню, в «Железном потоке» Е. Дзиган поручил мне сыграть бабу Гарпину. Я придумала, что, убегая из горящей станицы, она успевает захватить с собой лишь самоварную трубу и на протяжении долгого тяжелого пути не расстается с ней. Это была отнюдь не «хохма» — в этой трубе для Гарпины сосредоточен весь мир, надежда на то, что она снова обретет свой дом, свой очаг. Удачно найденная деталь помогла не только сделать образ запоминающимся (а из встреч со зрителями я знаю, что его помнят), но и более точно, ненавязчиво, без лишней дидактики сообщить нечто важное о диалектике самосознания моей героини, приходящей к пониманию смысла революции...
— Что для вас, мастера экранной миниатюры, главное, когда беретесь за небольшую роль?
— Стараюсь полностью использовать отпущенное мне фильмом время, быть внимательной к партнерам, досконально знать своего героя. Ведь самое важное в эпизоде—это оценка персонажем происходящих событий. От актеров «второго плана» зависит очень многое. Как известно, короля нередко играет его окружение. В эпизоде могут быть интересные пластические задачи; я особенно ценю возможность использовать элементы шаржа, гиперболы. К каждой роли надо найти свой ключик, так вот мой любимый ключик эксцентрический...
— С кем из ваших героинь предстоит нам встретиться а ближайшее время?
— На «Мосфильме» в картине В. Шамшурина «Зачем человеку крылья» о встрече бывших фронтовиков сыграла деревенскую бабусю. Она вроде бы охает да ахает на судьбу, но на деле бойкая, шустрая, ей все интересно. Играя своих героинь энергичными, заводными, я хочу показать, что наше поколение еще полно энергии и сил. Мы еще, как говорится, хоть куда!

Дата размещения: 10-11-2019, 16:55
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.