Юрий Ананьев. Животные тоже снимаются в кино

Как Юрий Ананьев стал дрессировщиком? Его путь к профессии нельзя назвать прямым. Был столяром. Служил в армии в музвзводе и играл на трубе. Закончив службу, пытался определиться экскурсоводом в уголок Дурова (ныне знаменитый Театр Зверей имени В.Л.Дурова), но получил должность служителя на участке копытных, а потом— медведей. Опытный дрессировщик Александр Иванович Юрлов (некогда работавший, в частности, на картине «Белый клык» А. Згуриди) стал привлекать Юру к выступлениям. Его первым «артистом» был непокладистый медвежонок, с которым никто из дрессировщиков не хотел работать.

Юрий Ананьев. Животные тоже снимаются в кино


Затем Ананьев окончил Всесоюзный сельскохозяйственный институт, получил диплом зоотехника-зверовода. Работа в Театре Зверей, руководимом народной артисткой России Н.В.Дуровой, стала его профессией и главным делом в жизни. Однажды, еще в уголок Дурова, пришли киноассистенты с картины «Вчера, сегодня и всегда» режиссера В. Базеляна. Им нужна была собака с дрессировщиком. По сюжету фильма в детский дом приходит мальчик-беспризорник и говорит: «Возьмите меня, но только с собакой Огурцом». «Я подписал договор,—рассказывает Юрий Сергеевич,—и принялся искать собаку. Такое безумство можно совершить лишь в молодости, которой свойственны максимализм и, простите, авантюризм. До съемок две недели—собаки нет! Я облазил все дворы, подворотни, ящики мусорные.

Птичий рынок. И, наконец, нашел! Он крутился у пивной в подмосковном Барыбине. Дворнягу звали Кадр, не правда ли, интересно? По сценарию требовался белый пес с пятнами, а Кадр был полосатый. Помыл его—в ванной осталась кромешно-черная полоса и неимоверное количество блох. Я помог ему сняться в кино, но возникла проблема: куда теперь деть собаку? Я сделал из Кадра артиста. С этого фильма он и стал знаменитым Огурцом—в кино и на сцене. За хвостом у него столько ролей! Но в душе Огурец, бывший Кадр, остался бродягой. Самое любимое место его—помойка, кость, найденную там, он всегда предпочитал ресторанной кухне в киноэкследициях. Сейчас Огурец—ветеран, он «на пенсии» в Театре Зверей, получает бесплатное питание и ветеринарную помощь. Помню его прощальное выступление в театре. Я его вывел на сцену. Посадили на пенек. Старенький артист! Сидит, ушки топориком, глухой, едва видящий—работает! По одному ему понятным сигналам. Уникальная—по уму, преданности, душевному развитию—собака!..» ...Я записываю этот рассказ дрессировщика в Ялте, где сейчас работает в кикоэкследиции Юрий Ананьев. А в ногах у нас тихо, кротко, очевидно, понимая всю скромность своего положения (в сравнении с блистательным Огурцом!), лежит белоснежный королевский пудель по кличке «Степан». Его биография в кино только начинается.

Правда, с главной роли—в фильме «Белый пудель», который снимают режиссеры А. Згуриди и Н. Кадиашвили. Приход белого пуделя в кино тоже не был безоблачным. Юрий Ананьев отыскал его в ветлечебнице, куда хозяева свели собаку, сославшись на аллергию ребенка (сколько же у Белого Бима на свете друзей по несчастью!). Поступок по меньшей мере странный. Разве нельзя было отдать собаку в другие руки? Но о Степе позже. Вернемся к дрессировщику. Встреча с кино не стала для него случайным эпизодом. Ананьев работал с чужим догом в фильме «Право первой подписи». Дог должен был впустить в квартиру одного из киногероев («Иногда «дрессируешь» хозяина, а он—свою собаку»,—улыбнулся Юрий Сергеевич). Работал с медведем на картине «Мимино». По сценарию вертолетчик замечал с воз-Духа косолапого, тащившего украденный улей. К сожалению, при монтаже этот эпизод не вошел в картину.

Вместе с Огурцом дрессировщик работал в гайдаевской кинокомедии «Не может быть!» по новеллам М. Зощенко. Он поставил целую собачью «увертюру» в фильме «Это сладкое слово—«свобода» В.Жалакявичуса. Помните, там над подкопом, ведущим к тюрьме «Сан-Стефано», собирается свора бродячих собак? Позже Юрий Ананьев встретился с режиссером Николаем Губенко, начинавшим работу над «Подранками». В фильме есть эпизод, где ребятишки сидят на свалке, Алеша продает патефон, а вокруг снуют собаки. «Вы смотрели «Это сладкое слово—«свобода»?»—спросил Губенко. «Да, в общем-то я там делал эпизод с собаками». «Мне именно такое и нужно! Как? Как ты это сделал?» На съемках «Подранков» во время ночной грозы вдруг исчез Огурец. Сбежал. «Он города не знал, ничего вокруг, и только дождь, который смывает все следы. Три дня я не спал, не ел, бегал по Одессе, звал: «Огура! Огура!» Дали объявление по телевидению, послали ориентировку в ГАИ... Ничего, ни звука! У меня руки и ноги Тряслись, слезы из глаз... Упустил я психологию собаки: где он мог быть?

А нашли мы его неподалеку, рядом с пивной. Подъезжаем на игровом «виллисе», а там Огурец пасется. Вообще-то он не любил машин, а тут сам впрыгнул и сидит, тихий такой, задумчивый, само раскаяние!..» А теперь о пуделе Степе. Он живое олицетворение строки, с которой начинается прекрасный купринский рассказ: «Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва». Стрижка эта несовременная, и Степану пришлось нарядиться в «костюм» начала века. Это добрая, умная, общительная собака. Бок о бок с ней мы провели семь дней в киноэкспедиции. Степа—одаренный актер, на съемках собран, смекалист, точно выполняет команды и всегда обаятелен! Его доброе настроение не может не передаваться окружающим. Степан, разумеется, как шелковый в руках у дрессировщика. Нашел с ним великолепный контакт и народный артист РСФСР Анатолий Ромашин, исполняющий в «Белом пуделе» главную роль клоуна Лопатина. Еще до съемок Ромашин приходил в Театр Зверей, подолгу общался с белым пуделем и проявил, как утверждает Ананьев, основательные способности дрессировщика. В фильме вместе со Степаном они исполняют один из знаменитых номеров Владимира Дурова, который возобновил и специально режиссировал для этой кинокартины замечательный мастер циркового искусства Юрий Никулин.

Роль у Степана—Арто в фильме центральная, работа нелегкая. Она по-особому явственно раскрывается, когда смотришь черновой материал, где в фонограмме постоянно слышишь голос дрессировщика, руководящего игрой собаки. Я спросил у Юрия Сергеевича Ананьева, какие мечты он связывает с работой в кино. «Быть может, это звучит чуточку странно, но в «Белом пуделе», где у собаки заглавная роль, я пытался через животное, через кино выразить себя. Жду, когда на экране появится эмоциональный образ животного, столь же прекрасный и ясный, как. скажем, в рассказах Сетона-Томпсона. Такой показ животных помогает снять жестокость с иной человеческой души. Я постоянно вспоминаю глубокую мысль Антуана Сент-Экзюпери: мы все всегда в ответе за тех, кого приручили. И еще девиз, начертанный на занавесе нашего театра: «забавляя, поучать».

Дата размещения: 10-11-2019, 17:04
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.