Владлен Трошкин. Поиски продолжаются

Диапазон его творческих устремлений необыкновенно широк. Политические репортажи («Улыбка Йемена», «Большой день Европы») и прекрасная спортивная зарисовка («Раздумья перед стартом», удостоенная приза на фестивале в Кортина-д Ампеццо), экранные портреты («Михаил Довжик», «Трое в пути») и проблемные фильмы («Трудная земля», «Право на жизнь»). Необыкновенная достоверность, психологизм, внимание к человеку—все эти качества присущи фильмам В. П. Трошкина. Художник тонкий, вдумчивый, с большим гражданским темпераментом, он в одни годы весь свой талант и энергию отдавал созданию «Кинолетописи БАМа». «Такая молодежь», «Когда рядом друзья», «Дом у дороги», «Максималисты» и другие фильмы ярко отразили трудовые будни строителей. Сейчас завершена уже одиннадцатая лента. 06 этой работе, ставшей главной в жизни художника, рассказывает сценарист последних фильмов о БАМе, лауреат Государственной премии СССР Л. Николаев. Летом 1979 года нашу съемочную группу устроили в Северо-Байкальске просто замечательно.

Владлен Трошкин. Поиски продолжаются


Выделили две квартиры в торце длинного, типично бамовского дома в центре поселка. С отдельным входом и открытой террасой. А рядом—участок земли с деревьями, кустами, который был тут же обжит нашими умельцами—благо стройматериала вокруг предостаточно. Появились столы, скамьи и даже настоящий мангал. Самый первый стол был построен специально для Трошкина. Он водрузил на него портативную пишущую машинку—мы знали, что он задумал писать книгу. Однако проходил день, другой, пятый—машинка молчала. Каждый раз, возвращаясь со съемок. Владлен Павлович усаживался перед ней со своими записными книжками, дневниками, и собирался с духом. А потом назначил себе число, записал дату. И действительно, в тот день начал работу... Он очень организованный человек. Просто на зависть Быть может, этому научила его жизнь—обилие общественных обязанностей, заседаний, встреч. Но мне кажется: такая самодисциплина идет от характера, от образа жизни человека точного и крайне обязательного. Я просто не помню случая, чтобы он куда-либо опоздал или не выполнил обещанного. Книга тоже была написана, сдана в срок и теперь ждет своей очереди в издательстве

Это книга очерков о встречах, о знакомых и друзьях—строителях БАМа. Уже сегодня можно было бы добавить к ней одну-две главы, а к моменту выхода, наверное, еще несколько. Ведь работа В. Трошкина на БАМе продолжается, и множатся встречи, и появляются новые друзья. С каждым новым фильмом. Летом 1978 года мы приехали на Бурятский участок. Первые недели практически не снимали. Ездили, присматривались, знакомились и очень много говорили с самыми разными людьми. В один прекрасный день (а лето стояло действительно прекрасное — жаркое, солнечное) мы решили осмотреть Кичеру—новорожденный поселок на будущей трассе. Только выехали из Нижнеангарска, как Трошкин скомандовал: стой! И сквозь пыль вглядываясь в догоняющую автобус женскую фигурку, спокойно говорит: «По-моему, это Тоня!» Мы пожали плечами—Тоню никто не знал. А около двери уже слышалось: «Владлен Павлович! Это вы?! Здравствуйте!» И затем всю дорогу восторги, вопросы, воспоминания! Слова не запомнились—только интонация, настроение, радость двух симпатичных друг другу людей, которые, как выяснилось, не виделись три года. Ее звали Тоня Голянова. Участница, более того, одна из лидеров первого комсомольского десанта на БАМ. Вместе со знаменитой бригадой Александра Бондаря, с любимым народным театром, который был создан еще в Звездном, перебралась она теперь с Западного участка в Кичеру, на передовую. И тут, на лесосеке, ей пришлось стать поварихой. Тоня показывала нам бригадный лагерь под соснами, затейливо украшенные палатки, мостик через ручей, а Трошкин. я уверен, уже тогда прикидывал, как это будет выглядеть на экране. Спустя две недели, когда еще не было ни сценария, ни даже как следует продуманного замысла, Владлен Павлович послал одного из наших операторов, Николая Григорьева, в бригаду Бондаря...

Так началась работа над фильмом, которому суждено было выйти на экраны лишь через два года. Н. Григорьев прожил в бригаде не менее двух месяцев и снял фильм так, как можно снять лишь об очень хороших друзьях. Недаром на фестивале молодых кинематографистов ему был вручен специальный приз за операторскую работу. Однако главные эпизоды картины В. Трошкин снимал сам. Снимал то. что нельзя увидеть чужими глазами и порою предусмотреть в сценарии. Кульминационные сцены партийного собрания бамовцев. проходившего очень остро, определили в конце концов и смысл и даже название картины — «Максималисты». В будущую книгу эти эпизоды не вошли. Хотя там есть и бригада Бондаря и Тоня Голянова. Есть их уникальный театр, есть атмосфера жизни бамовцев. Есть отражение тех отношений, которые сложились между автором—режиссером В. Трошкиным и его героями. Наверное, может возникнуть представление, что Владлен Павлович Трошкин — эдакий суперконтактный человек. Вовсе нет. Он не любит, не может запросто приходить, знакомиться. Да и друзья у него все очень давние — от института, от школы. Настоящие друзья. С новыми людьми сходится медленно, не по-репортерски, как будто с осторожностью — не ошибиться бы... Но уж за друга готов, как говорится, в огонь и в воду. Много лет снимал Трошкин о БАМе—казалось бы, возможны повторы. А тут напротив — от фильма к фильму получается все глубже и интереснее.

Время рождает знание, понимание сути проблем, что. в свою очередь, укрепляет гражданскую, партийную позицию художника. Он стремится к исследованию, к анализу. Во благо дела. Он отказывается от красивостей, ищет эмоциональное в живой драматургии конфликтов, в конкретных образах. Одиннадцать фильмов, десятки героев. Не калейдоскоп лиц, а коллективный портрет современника, строителя магистрали века. И каждое лицо в портрете лепится не моментально, а путем длительных, порой многолетних наблюдений, предстает в динамике собственного развития, становления личности. И в таком способе работы мне видится особый трошкинский стиль документального кино. Метод не фиксаций, а длительного и пристального исследования жизни. Он берет свое начало еще в первых целинных лентах молодого оператора Владлена Трошкина, формируется уже в таких режиссерских работах, как «Отец и сын». «Трудная земля», «Трое в пути», «Рожденные Октябрем», и утверждается в фильмах о БАМе. Но поиски продолжаются. И это замечательно, ибо сулит дальнейший рост.

Дата размещения: 11-11-2019, 11:53
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.