XV кинофестиваль

Каждый Всесоюзный кинофестиваль не только большой праздник советского многонационального киноискусства, но и деловое, серьезное подведение итогов работы за год, примерка сил на будущее. Документальное кино сегодня стало неотъемлемой частью духовной жизни нашего общества, оно вносит большой вклад в решение крупных народнохозяйственных проблем. Пожалуй, самое существенное здесь—яркий, волнующий рассказ о людях пятилетки, раскрытие лучших черт их характеров, умения работать, жить интересами общества. Не случаен поэтому успех на фестивале лент, где исследуется крупная, интересная личность.

XV кинофестиваль


Это и в традициях национальных культур. многообразная по своим национальным формам, интернационалистская по духу и характеру советская культура стала великой силой идейно-нравственного сплочения наций и народностей». Лучшие фильмы фестиваля убедительно свидетельствуют, что с полным правом эти слова можно отнести и к нашему киноискусству.

Главный приз фестиваля завоевала картина белорусского режиссера В. Турова «Люди на болоте». Это эпическое кинопроизведение, созданное по мотивам одноименного романа лауреата Ленинской премии писателя Ивана Мележа. Фильм интересен прежде всего предпринятым авторами скрупулезным исследованием и воссозданием на экране судеб людей белорусского Полесья, а через них — судьбы народной, подробным и всесторонним анализом сложнейших социальных процессов, вызванных к жизни борьбой за становление власти в Белоруссии.
В работе В. Турова, мне кажется, счастливо достигнуто то идейно-художественное единство, которое определяет и всегда определяло лучшие произведения советского многонационального киноискусства. Замечу сразу, что этот фильм стоит рядом с прекрасными художественными фильмами, удостоенными первого приза на конкурсе детских и юношеских картин.— «Праздники детства» и «Ночь коротка».
Малоисследованному киноискусством периоду второй мировой войны — разгрому японских милитаристов, боевому братству советского и монгольского народов посвятили свой фильм «Через Гоби и Хинган» работники студий «Мосфильм» и «Монголкино» (при участии ДЕФА). Эта картина, поставленная режиссером В. Ордынским, удостоена специального приза жюри.
Отмеченная за лучший режиссерский дебют картина П. Симма «Что посеешь...» («Таллинфильм») талантливо, с большим вниманием к психологии героев продолжает ставшую уже традиционной для эстонского кино тему становления новой жизни в послевоенные годы.
Историческое кинополотно режиссера Г. Кохана «Ярослав Мудрый» (совместная постановка студии имени А. Довженко и «Мосфильма») воссоздает эпоху Киевской Руси, осмысляет значительную, легендарную страницу истории нашей Родины.
Среди лауреатов фестиваля—фильмы, разнообразные по темам, жизненному материалу, решенные в различных жанрово-стилистических манерах. Здесь и картина «Перед закрытой дверью», в которой азербайджанские кинематографисты Р. Оджагов и Р. Ибрагимбеков вновь, как и в предыдущей своей работе «Допрос», обращаются к сложным.морально-этическим проблемам нашей действительности. И точная, яркая экранизация классики литовской литературы «Дочь конокрада», осуществленная режиссером А. Пуйпой. И посвященный борьбе украинского народа против буржуазного национализма фильм В.Денисенко «Высокий перевал».
Печать уверенной режиссуры отчетливо видна и в ленте В. Мельникова «Две строчки мелким шрифтом» («Ленфильм» и ДЕФА) и в первой крупной работе молодого кинематографиста Т. Баблуани, представившего на конкурс картину «Брат» («Грузия-фильм») Важной теме борьбы народа против иноземных поработителей посвящена картина «Год Дракона» («Казах-фильм», режиссеры А. Ашимов и Цой Гук Ин), также удостоенная награды фестиваля.
Немало других лент, а также многие кинематографисты отмечены наградами жюри и общественных организаций. Среди них и такие прославленные мастера кино, как Вячеслав Тихонов, Иван Лапиков, и другие кинематографисты всех поколений.
Яркие, талантливые, высокопрофессиональные работы молодых кинематографистов—характерная черте таллинского смотра. Порадовали представители не только «режиссерского цеха». Обладательницами призов и дипломов за лучшее исполнение женской роли стали молодые актрисы Е. Борзова («Люди на болоте»), Н. Ожелите («Дочь конокрада»), а также пользующаяся широким зрительским признанием И. Муравьева («Карнавал», киностудия имени М. Горького). Молодой эстонский актер А. Кукумяги («Что посеешь...») удостоен почетной награды фестиваля наряду с опытным, популярным мастером С. Чокморовым («Мужчины без женщин», «Киргизфильм»).
Принимая свои решения о присуждении призов и дипломов, жюри стремилось прежде всего поддержать художников, чей творческий поиск представляется перспективным, определить наиболее плодотворные тенденции развития отечественного кино. Фестиваль еще раз доказал, что поступательное развитие советского многонационального киноискусства— итог творческих поисков и достижений кинематографистов всех союзных республик.
Центральная киностудия детских и юношеских фильмов носит имя великого пролетарского писателя Максима Горького, что символизирует нерасторжимую связь литературы и кино. Плодотворность этой связи еще раз доказал фильм «Праздники детства», поставленный на студии режиссерами Ренитой и Юрием Григорьевыми по мотивам рассказов выдающегося прозаика В. Шукшина. Картина «Праздники детства», завоевавшая первое место на смотре,— волнующее, эмоционально заразительное, идейно зрелое произведение.
Наш кинематограф о детях и для детей отличает глубина проникновения в психологию юных героев. Достаточно вспомнить такие картины, как «Доживем до понедельника», «Розыгрыш», «Ранние журавли», «Предательница», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Ключ без права передачи». В этом же ряду и блестящая, на мой взгляд, работа молодого украинского режиссера М. Беликова «Ночь коротка», также завоевавшая первый фестивальный приз. Рассказ о судьбе, становлении характера главного героя фильма, чье детство пришлось на трудные послевоенные годы, отличает безупречная точность в раскрытии психологии, постижении «биографии души» подростка, полная достоверность в воссоздании атмосферы времени. Режиссер М. Беликов—для меня большое и радостное открытие, и думается, что мы вправе ждать от него новых ярких картин.
Слабые произведения литературы и искусства для детей бывают обычно сосредоточены лишь на «детских» заботах, радостях и печалях. А между тем не существует некоей отдельной «планеты детей»: юные живут в одном со взрослыми мире, видят и переживают все его главные события. С этой точки зрения большое впечатление на меня произвели картины «Гикор» и «Вот вернется папа...», созданные армянскими и туркменскими кинематографистами. Фильм «Гикор», поставленный режиссером С. Исраеляном, посвящен трагической судьбе деревенского мальчика в старые, дореволюционные времена. А «Вот вернется папа...» (режиссер X. Какабаев)—картина о маленькой молочнице Бахар и девятилетнем почтальоне Мердане, которые проявляют прекрасную, до слез трогательную заботу о раненых воинах в годы Великой Отечественной. Это фильм о том неоценимом вкладе, который внесли наши юные граждане в общую победу. Обе картины отличает умение авторов через художественное исследование детского характера раскрыть правду времени, воссоздать эпоху. Они учат юных высокому чувству сострадания, дают возможность маленьким зрителям полнее осознать, как много дали всем нам революция, Советская власть, родная земля.
Мне бы хотелось отметить детский юмористический журнал «Ералаш». Его номера 29 и 30 получили вместе с фильмами «Гикор» и «Вот вернется папа...» второй приз фестиваля. Наивные люди ставят иногда знак равенства между словами «ввсело» и «несерьезно». Однако именно юмор—порой кратчайшее расстояние между серьезной проблемой и сознанием юного человека. М. Горький не раз говорил, что для детей надо писать забавно. Забавно—не значит легкомысленно, а значит весело, увлекательно.
В любимом малышами жанрв сказки сделаны фильмы «Мария. Мирабела» (совместная советско-румынская постановка) и «Чертенок» («Таллин-фильм»). Они отмечены интересными, своеобразными поисками в стилевом, изобразительном и музыкальном решениях. Талантливый режиссер Владимир Фокин (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького) создал очень сильную антифашистскую картину «Александр маленький». Дипломами жюри награждены также эстонский композитор Олав Эхала за музыку к киносказке «Чертенок» и создатели фильма «Охота без выстрела» (альманах «Звездочка» № 31) — картины, которая учит юных граждан любить, а значит, оберегать, защищать родную природу.
Фильмы, представленные на фестивале в Таллине, сделаны в различных жанрах, разнообразны по темам. В целом конкурсный экран со всей определенностью засвидетельствовал, что кинематографисты всех союзных республик считают своим благородным долгом создавать картины для юного поколения.
работа украинских документалистов «Командармы индустрии»—о делах и заботах известных всей стране организаторов производства, и лента «Девяносто шестая осень», созданная на студии «Беларусьфильм», тепло, взволнованно рассказывающая о жизни участника трех войн белорусского крестьянина Панфила Тимофеевича Горшантова, который и сегодня в трудовом строю; и одночастный фильм армянских мастеров «Лицо», главный герой которого—водитель-дизелист, нашедший свое второе призвание в создании и коллекционировании уникальных часовых механизмов.
Кинематографисты не ограничиваются простым наблюдением и фиксацией событий на пленке. Они активно вторгаются в жизненные процессы. Целый ряд картин, вошедших в конкурсную программу фестиваля, связан с постановкой и исследованием сложных общественных проблем и, в частности, тех негативных явлений, которые встречаются еще в жизни и с которыми наше общество ведет непримиримую борьбу. Назову, к примеру, интересную работу режиссера Н. Харина («Молдова-филм») «Ржавчина души», рассказывающую о том, как стремление иных молодых людей к поискам «легких путей» приводит в конечном счете к деформации личности и преступлению. Фильм эстонских документалистов «Если обманешь поле..»—удавшаяся попытка исследования некоторых сложных процессов в современном сельском хозяйстве. Публицистический пафос картины, ее главная мысль—личная ответственность каждого земледельца за плодородие земли, за высокие урожаи.
Интернациональное братство народов социалистических государств, борьба людей доброй воли всего мира против угрозы ядерной войны, острые столкновения сил прогресса и реакции- в горячих точках планеты— по-прежнему объект самого пристального и серьезного осмысления для советских мастеров документального кино. Подтверждение тому—фильм грузинских кинематографистов «Время не властно» и две интересные работы студии ЦСДФ—«Марш мира» и «Ближний Восток: боль, тревога, надежда».
В конкурсе участвовало немало фильмов, отмеченных, на мой взгляд, важными поисками в области кинематографической формы. Яркий, образный язык кинопроизведений—необходимое слагаемое зрительского успеха. «Продается на слом»—так называется картина киргизского режиссера И. Герштейна, в которой важный разговор о непреходящих ценностях человеческого бытия, о родном доме, о земле, на которой вырос, ведется непринужденно, легко, с доброй улыбкой.
Когда смотришь насыщенную фестивальную программу, очевидными становятся не только достоинства, но и недостатки включенных в нее фильмов. Обоснованную тревогу жюри вызвал невысокий уровень операторской работы, особенно в жанре кинорепортажа.
Счастливым исключением стала картина «Боль», созданная на Узбекской студии научно-популярных и документальных фильмов. Благодаря операторской работе, точному репортерскому видению авторам удался рассказ о трудной, драматичной борьбе врачей реанимационного отделения за жизнь человека.
В оценке научно-популярных лент жюри стремилось руководствоваться прежде всего критериями чистоты жанра, важности темы, доходчивости формы. Выразительность киноязыка, увлекательность отличают работу студии «Центрнаучфильм» «Путешествие в точность». Одной из важнейших народнохозяйственных проблем (развитию транспорта) посвящена картина «Артерии жизни» («Киевнаучфильм»). Высокую оценку жюри получили также ленты «Про белого бычка» (Грузинская студия, научно-популярных и документальных фильмов) и «Городу и людям».
В один из весенних дней в Таллинском морском порту многопалубный теплоход «Георг Отс», построенный на Щецинской судоверфи в Польше, принимал пеструю, воодушевленную, многоязычную «команду»—весь личный состав XV Всесоюзного кинофестиваля. Вряд ли когда-нибудь видели эти палубы, каюты, уютные салоны и залы такое скопление кинозвезд, вряд ли даже под сводами «Мосфильма» можно было встретить разом стольких режиссеров, операторов, художников... «Громада двинулась», и. рассекая волны, «Георг Отс» вышел в море.

...Апрель. Таллинская весна, прохладная, солнечная, пронизанная морскими ветрами. Из окон 26-этажной фестивальной гостиницы «Олимпия» открываются прекрасные виды на залив, уставленный кораблями, на островерхие черепичные крыши и поседевшие шпили старого города, на площади и прямые стрелы современных проспектов.
...На улицах города мелькают белые береты, матросские куртки, студенческие фуражки с лакированными козырьками. Гулко отдаются шаги по булыжным мостовым старинного района. Нежные букетики фиалок мелькают в лабиринтах средневековых улочек. Завихрение толпы у кинотеатра «Октообер», где с утра и допоздна показывают внеконкурсные картины, еще не демонстрировавшиеся на широком экране. Сегодня—«Тема», завтра— «Родня» или «Прощание». Пионерские отряды, молодежь, детвора у подъезда кинотеатра «Сыпрус».
Ритм каждого дня отмерен привычной фестивальной работой. 9 утра—пресс-конференция, 10—начало конкурсных просмотров и день-деньской встречи кинематографистов со зрителями—на премьерах в фестивальных кинотеатрах, на промышленных предприятиях и в институтах Таллина, поездки в сельские районы и города республики. 17 апреля хозяева и гости—530 кинематографистов, 140 журналистов—приняли участие в Ленинском субботнике.
У каждого Всесоюзного фестиваля, помимо его многоголосья и привычного размаха, есть и тот национальный колорит, атмосфера, характер, которыми внове одаряет его гостеприимная земля. По-восточному ярки, эмоциональны, праздничны были недавние смотры в Ашхабаде и Душанбе. Там, кажется, шагу не сделаешь без приветственных звуков бубна или зурны, без танца и дружеских объятий... Таллин, эстонские села и города, принимавшие фестиваль, радушны по-своему. Им более присущ ритм деловой, беседа неспешная и доверительная, сначала информация, а потом... эмоция. (Кстати, эстонцы блеснули, подготовив прекрасный информационный каталог всех конкурсных программ фестиваля. У каждого из нас, журналистов, под рукой полный набор иллюстрированных аннотаций к фильмам. Все на ладони. Выбирай и смотри. И на каждой карточке—будь ты зритель, член жюри или корреспондент—фиксируй свои эмоции, наблюдения, мысли.)
...В один из фестивальных дней вместе с делегацией «Мосфильма» я побывал колхозе «Рахва Выйт» Харьюского района. С обширным хозяйством, с жизнью колхозников, с их бытом, ни в чем не уступающим городскому, нас познакомил бессменный руководитель «Рахва Выйт» Рудольф Маннов. На его памяти, в истоке трудовой биографии, трудные годы становления села в послевоенной Эстонии. Но ведь о той же поре рассказывал нам и «Председатель»—фильм, с которого началась яркая актерская биография Ивана Лапикова. Они сейчас рядом, эстонский председатель и русский актер. Близкий, кровный опыт, выстраданный в жизни и в искусстве. Значит, есть о чем поговорить!... Тепло встретили колхозники В. Владимирову, И. Губанову, Н. Крачковскую, В. Ивашова, М. Кокшенова.
Наутро фестивальная «Олимпия» обменивается наисвежайшей информацией. Из университетского Тарту вернулись ленфильмовцы. В гостях у пограничников побывала делегация «Беларусьфильма». В селах встречались со зрителями украинские, грузинские молдавские кинематографисты, с побережья вернулись азербайджанцы... Да что там говорить, почти вся Эстония оказалась на орбите Всесоюзного кинофестиваля. И, конечно, особый интерес зрителей вызвали встречи с популярнейшими актерами: Лидией Смирновой, Кларой Лучко, Еленой Прокловой, Всеволодом Санаевым Михаилом Глузским, Вячеславом Тихоновым. Сергеем Шакуровым...
«Что я могу пожелать участникам XV Всесоюзного кинофестиваля?—говорит Милан Ранкович, профессор института киноискусства в Белграде.— Выдержать этот строгий экзамен. Конечно, все не могут стать победителями. Но ведь не призы главное. Главное—заявить о себе в полный голос. Уверен, что нынешний фестиваль запомнится надолго—глубокими и интересными лентами как конкурсной, так и внеконкурсной программы».
...И вот позади восемь дней напряженной и увлекательной работы. Наступили торжественные минуты закрытия. Председатель оргкомитета XV Всесоюзного кинофестиваля, заместитель Председателя Совета Министров А. Грен говорит о том, что таллинский кинофорум отразил широкую панораму жизни советского народа в ее историческом и диалектическом развитии, на самых важных рубежах современности. Он стал подлинным праздником советского многонационального кино. На фестивальных просмотрах побывало свыше 121 тысячи зрителей.
...Прощальный вечер. В одном из залов «Олимпии»—последняя встреча участников фестиваля. Эстонские друзья приготовили нам приятный сюрприз—цветные слайды, спроецированные на экран, они живо напомнили о только что завершившемся празднике: встречи со зрителями... торжественные мгновения киносмотра... дружная работа на субботнике... прогулки по древнему Таллину... Вновь на просторах Балтики под державным флагом плывет счастливый, радостный, многоязыкий лайнер, собравший на своих палубах всех участников и гостей Таллинского киносмотра.
Счастливого тебе пути, долгого плавания, фестивальный корабль!..

ПО РАЗДЕЛУ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

Главный приз и диплом фильму «Люди на болоте» в постановке режиссера В. Турова («Беларусь-фильм»).
Особый приз жюри и диплом киностудиям «Мосфильм» и «Монголкино» за создание кинофильма «Через Гоби и Хинган», посвященного совместной борьбе советского и монгольского народов против сил империализма.
Приз и диплом жюри творческому коллективу исторической кинокартины «Ярослав Мудрый» (Киевская киностудия имени А. П. Довженко и «Мосфильм»).
Жюри также присудило:
Приз жюри и диплом за лучший режиссерский дебют П. Симму, постановщику кинокартины «Что посеешь...» («Таллинфильм»).
Приз и диплом за лучшую кинорежиссуру В. Мельникову — режиссеру-постановщику кинокартины «Две строчки мелким шрифтом» («Ленфильм»).
Приз и диплом творческому коллективу кинокартины «Дочь конокрада» (Литовская киностудия) за лучшее воплощение на экране классического произведения национальной литературы.
Приз и диплом творческому коллективу кинокартины «Перед закрытой дверью» («Азербайджан-фильм») за разработку морально-этической проблематики.
Приз и диплом Киевской киностудии имени А. П. Довженко за отображение в кинокартине «Высокий перевал» борьбы украинского народа против буржуазного национализма.
Приз и диплом за режиссерский дебют постановщику кинокартины «Брат» («Грузия-фильм») Т. Баблуани.
Приз и диплом за лучшую кинооператорскую работу К. Рыжову—кинооператору фильма «Две строчки мелким шрифтом» («Ленфильм»).
Приз и диплом за лучшее исполнение женской роли актрисе Е. Борзовой (кинокартина «Люди на болоте», «Беларусьфильм»).
Приз и диплом за лучшее исполнение женской роли актрисе Н. Ожелите (кинокартина «Дочь конокрада». Литовская киностудия).
Приз и диплом за лучшее исполнение мужской роли актеру А. Кукумяги (кинокартина «Что посеешь...». «Таллинфильм»).
Приз и диплом за лучшее исполнение мужской роли актеру С. Чокморову (кинокартина «Мужчины без женщин», «Киргизфильм»).
Дипломы жюри: Режиссеру кинокартины «Вот вернулся этот парень» («Узбекфильм») Р. Батырову за последовательную разработку темы рабочего класса.
Творческому коллективу кинофильма «Мужчины без женщин» («Киргизфильм») за показ героики труда.
Актрисе И. Муравьевой за исполнение главной роли в кинокартине «Карнавал» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Киностудии «Казахфильм» за разработку темы национально-освободительного движения в кинокартине «Год Дракона».
Режиссеру кинокартины «Девушка и Гранд» («Ленфильм») В. Садовскому за последовательную разработку спортивной темы в советском кино.

ПО РАЗДЕЛУ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Первый приз и диплом за лучший документальный фильм творческому коллективу кинокартины «Командармы индустрии» (Украинская студия документальных фильмов).
Первый приз и диплом за лучший документальный фильм творческому коллективу кинокартины «Время не властно» (Грузинская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов).
Второй приз и диплом за лучший документальный фильм творческому коллективу кинокартины «Если обманешь поле» («Таплинфильм»).
Второй приз и диплом за лучший документальный фильм творческому коллективу кинокартины «Девяносто шестая осень» («Беларусьфильм»)
Приз и диплом творческому коллективу кинокартины «Люди медвежьих углов» (Свердловская киностудия) за поэтический рассказ о преемственности традиций, о людях самоотверженного труда.
Приз и диплом творческому коллективу кинокартины «Боль» (Студия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана) за лучший репортаж.
Приз и диплом творческому коллективу кинокартины «Хлеб-соль» (Центральная студия документальных фильмов) за яркий показ красоты труда.
Дипломы жюри:
Режиссеру фильма «Продается на слом» («Киргиз-Фильм») И. Герштейну за интересный творческий поиск.
Творческому коллективу кинокартины «Ржавчина души» («Молдова-филм») за лучшую разработку морально-этической темы.
Творческому коллективу кинокартины «Наследство двенадцатому внуку» (Литовская киностудия) за интересное отображение проблем современного села
Творческому коллективу кинокартины «А кто я есть—рабочий малый» (Дальневосточная студия кинохроники) за лирический рассказ о людях труда.

ПО РАЗДЕЛУ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ

Первый приз и диплом за лучший научно-популярный фильм творческому коллективу кинокартины «Путешествие в точность» («Центрнауч-фильм»).
Второй приз и диплом за лучший научно-популярный фильм творческому коллективу кинокартины «Артерии жизни» («Киевнаучфильм»),
Приз и диплом автору сценария и режиссеру кинокартины «Про белого бычка» (Грузинская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов) С.Страхову за оригинальное авторское решение темы.

ПО РАЗДЕЛУ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ФИЛЬМОВ

Первые призы и дипломы за лучший фильм для детей и юношества творческим коллективам кинокартин «Праздники детства» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького) и «Ночь коротка» (Киевская киностудия имени А. П. Довженко).
Вторые призы и дипломы за лучший фильм для детей и юношества творческим коллективам кинокартин «Вот вернется папа...» («Туркменфильм»), «Гикор» («Арменфильм») и детского юмористического киножурнала «Ералаш» вып. 29,30 (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Специальный приз и диплом за лучшую сказку кинофестиваля творческому коллективу кинокартины «Мария, Мирабела» (киностудии «Молдова-филм» и «Союзмультфильм» и «Романия-фильм»).
Дипломы жюри:
Режиссеру-постановщику кинокартины «Александр маленький» (Центральная киностудия детских й юношеских фильмов имени М. Горького, ДЕФА) В.Фокину за лучшую режиссуру.
Композитору О. Эхала за музыку к кинокартине «Чертенок» («Таплинфильм»).
Творческому коллективу короткометражного фильма «Охота без выстрела» в киноальманахе «Звездочка» выл. 31 («Центрнаучфильм») за воспитание любви к родной природе.

ПО РАЗДЕЛУ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

Первого приза жюри приняло решение не присуждать.
Второй приз и диплом за лучший мультипликационный фильм творческому коллективу кинокартины «Несколько упражнений для самостоятельной жизни» («Таплинфильм»).
Второй приз и диплом киностудии «Союзмультфильм» за представленную на конкурс фестиваля программу фильмов: «Биоигон», «Ивашка из Дворца пионеров», «Тайна третьей планеты», «Тигренок на подсолнухе» и «Халиф-аист». Жюри отмечает большой вклад студии в создание фильмов для Детей и юношества.
Дипломы жюри:
Режиссеру кинокартины «Сезон охоты» («Киевнаучфильм») А. Викену за дебют в графической мультипликации.
Режиссеру кинокартины «Приключение бумажного листа» («Таллинфильм») К. Киви за дебют в объемной мультипликации.
Режиссеру кинокартины «Летучая мышь» («Грузия-фильм») И. Доиашвили за оригинальный подход к решению темы.
Режиссеру кинокартины «Бимини» (Рижская киностудия) А. Буровсу за высокую изобразительную культуру.
Режиссеру кинокартины «Халиф-аист» («Союзмультфильм») В.Угарову за высокий профессиональный уровень.

* * *

Министерство обороны наградило фильм «Через Гоби и Хинган» («Мосфильм», «Монгол-кино», МНР, при участии ДЕФА) и документальный фильм «Секретный заказ» (Ленинградская студия документальных фильмов).
Государственный комитет по физической культуре и спорту присудил приз документальному фильму «Таллин-80» («Таллинфильм»).
Главное управление пограничных войск присудило приз фильму «Бросок» («Таджик-фильм»).
Журнал «Советский экран» присудил приз актеру И. Лапикову за создание образа сержанта Ерофеева в художественном фильме «Фронт в тылу врага» («Мосфильм», «Баррандов», при участии ДЕФА).
Журнал «Крокодил» присудил приз детскому юмористическому киножурналу «Ералаш» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького).

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТОНИИ НАГРАДИЛИ ПРИЗАМИ

Фильм «Сто радостей, или Книга великих открытий» (Одесская киностудия).
Прибалтийский военный округ — Государственный комитет по кинематографии за создание ряда фильмов на военно-патриотическую тему.
Таллинский горисполком — актера В.Тихонова.
Эстонское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами и Эстонский республиканский комитет защиты мира—документальный фильм «Марш мира» (Центральная студия документальных фильмов).
Министерство культуры Эстонии—актера С. Шакурова.
Тартуский горисполком — документальный фильм «Лицо» (Армянская студия документальных фильмов).
Министерство лесного хозяйства и охраны природы Эстонии — фильм «Крепыш» («Центрнаучфильм», режиссеры А. Згуриди, Н. Клдиашвили).
Союз кинематографистов Эстонии — фильм «Люди на болоте» («Беларусьфильм»).
Союз журналистов Эстонии — документальный фильм «Иртыш» (Свердловская киностудия).
Союз художников Эстонии — мультипликационный фильм «Бимини» (Рижская киностудия).
Эстонский республиканский союз рыболовецких колхозов — научно-популярный фильм «Гнездо на Вилсанди» («Таплинфильм»).
Эстонское производственное объединение рыбной промышленности («Эстрыбпром») —научно-популярный фильм «Городу и людям» (Ленинградская студия научно-популярных фильмов).
Федерация конного спорта Эстонии — художественный фильм «Девушка и Гранд» («Ленфильм»).
Бюро «Эстонский рекламфильм» — художественный фильм «Карнавал» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького); спецвыпуск киножурнала «На Волге широкой» «Что нам стоит дом построить» (Казанская студия кинохроники); документальный фильм «Где найти невесту?» (Куйбышевская студия кинохроники).
Детское жюри — мультипликационный фильм «Тигренок на подсолнухе» («Союзмультфильм»); фильм «Чертенок» («Таплинфильм»); фильм «Александр маленький» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, ДЕФА); Диму Прокопчука, юного исполнителя роли Степки Царева в художественном фильме «Паруса моего детства» («Беларусьфильм»).

Дата размещения: 11-11-2019, 21:22
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.