Монреальский кинофестиваль

Много нынче фестивалей на земном шаре. Мы летим на тот. что заявлен не просто как международный, а... «всемирный». А обширная его программа вполне могла бы носить девиз: «Человек и его мир». Что же это за человек и каков окружающий его мир? Это предстоит повидать нам на экране. Летим над причудливыми горами облаков, так и не увидев океана. Единственная промежуточная посадка— в небольшом аэропорту Гандер на Ньюфаундленде. Рядом, как замороженный, застыл на стоянке пузатый «боинг», а в помещении небольшого аэровокзала—его пассажиры-американцы. Видимо, долго ожидали они возможности вернуться домой—на родине бастовали тогда авиадиспетчеры.

Монреальский кинофестиваль


Первый штрих реальной жизни по пути на «всемирный». Еще два часа полета, и мы в аэропорту «Мирабель» города Монреаль. В самом центре, в одном из его немногочисленных небоскребов, в отеле «Хайят» разместилась штаб квартира фестиваля. Здесь, вероятно, не принято встречать фестивальных гостей, во всяком случае, не столь уж «именитых». Приехали — и хорошо. Располагайтесь, а дальше разбирайтесь сами, что к чему. Прилетели мы в самый раз, через два часа открытие фестиваля... Невольно сравниваешь с нашим. Московским, где все масштабно, торжественно, красиво. Здесь излишне скромно, буднично. Главная забота— привлечь побольше звонких имен. На этот раз возглавила жюри Джина Лоллобриджида. Я наблюдал за ней на пресс-конференции. Это был настоящий театр, где актриса играла роль председателя жюри. Несколько приветственных слов произнес, открывая фестиваль, его директор Серж Лузик. Фестиваль, хотя и молодой (проводится в пятый раз), быстро набирает авторитет—собрал кинематографистов почти из 30 стран мира. «Лили Марлен». Так называлась песенка, популярная у солдат немецкого рейха времен второй мировой войны, сентиментальная по своему содержанию, как и многое в фильме того же названия известного западногерманского режиссера Р. В. Фассбиндера. показанном на открытии смотра. Он о певице из ночного кабаре, которая прославилась исполнением этого шлягера, стала звездой эстрады. Картина антифашистская по своей направленности, не лишенная социальных мотивов. Программа смотра—а она включала более ста двадцати названий лент—делилась на несколько разделов: конкурсный и внеконкурсный показы, ретроспективы фильмов разных стран (в данном случае ФРГ и Латинской Америки). «Кино сегодня и завтра»—тематический показ лент о молодежи, куда входил и наш фильм «Вам и не снилось...», фильмы телевизионные, фильмы отдельных крупных мастеров мирового экрана—Луиса Берланги. Роберта Уайза, Пьера Паоло Пазолини и других. Интересно, как же представляют человека и его мир авторы фильмов большой программы смотра? Запомнилась картина известного французского режиссера Клода Ле-люша с многозначительным названием «Одни и другие». Попытка объять необъятное, охватить важнейшие события с 1936 года и до наших дней. «Панорама сорокапятилетней жизни общества—крови, слез, депрессии и надежд человечества», по выражению самого Лелюша. Картина, усложненная по форме, широкое полотно, претендующее на обобщения. С множеством событий, которые и перечислить-то невозможно. Фильм безмерно затянут, его демонстрация длится более трех часов без перерыва. Очевиден интерес прогрессивных художников Запада к раскрытию социальных проблем буржуазного общества, о чем свидетельствует и Монреальский фестиваль. В то же время многие их работы наполнены сексом, граничащим с порнографией, сценами насилия и жестокости. Таким, вероятно, видят они свое общество-человека, его мир — безысходный, мрачный, бездуховный. С большим интересом были приняты наши фильмы: конкурсный «Белый ворон» режиссера В. Лонского, внеконкурсные — «Возьму твою боль» М. Пташука и «Вам и не снилось...» автора этих строк. Переполненные залы во время их демонстрации, реакция зрителей, доброжелательное отношение и внимание, которым была окружена наша делегация,— яркие свидетельства зрительского успеха советских фильмов. Как обычно, проводились пресс-конференции стран-участниц. Была она и у нас. В вопросах журналистов чувствовался повышенный интерес к нашему кинематографу, горячее желание узнать правду о жизни в Советском Союзе. Вызвало удивление, что для советских режиссеров не существует главной проблемы, мучительной для многих зарубежных: где достать деньги для постановки фильма? Финансирует советских кинематографистов государство, не менее режиссеров заинтересованное в производстве фильмов. Главный приз получил американский фильм «Избранный» (режиссер Джереми Пол Каган). В нем прослеживаются судьбы двух подростков, на формирование взглядов которых пытаются влиять их родители. Великолепен актерский дуэт Род Стайгер (отмеченный премией за лучшее исполнение мужской роли) — Максимилиан Шелл. В программе смотра преобладали фильмы США. Влияние Америки здесь чувствуется во всем. Явно находится под ее влиянием и канадский кинематограф. Приятно отметить успех умного, содержательного фильма югославского режиссера Слободана Шияна «Кто там поет». Сразу два приза получила эта строгая, глубоко философская антивоенная лента. За лучший сценарий премию получил Жан Эрман (французский фильм «Подследственный» режиссера Клода Миллера). Вся картина построена на интересном и остроумном диалоге инспектора полиции, допрашивающего свидетеля убийства. Прекрасна игра известного актера Лино Вентуры в роли инспектора. Многолик экран Монреальского фестиваля...

Дата размещения: 11-11-2019, 21:36
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.