Телевидение и проблемы национальной безопасности России

1. Национальная безопасность страны — эта идея не из тех, которые созданы умозрительно и привнесены в сознание народа сверху, навязаны ему монопольно существующей идеологией, а из тех, что рождены прагматическим общественным сознанием и становятся жизненно необходимыми для существования и развития общества и человека в современной России.В становлении объединяющей, общероссийской идеи национальной безопасности растущую роль в центре и в регионах играет телевидение. Эта роль и возрастание этой роли обусловлены не только природными свойствами телевидения с его способностями преодолевать политические, физические и иные границы, но и степенью влияния на формирование общественного мнения в мире и в стране, вставшей на путь демократизации и свободы личности.

Телевидение и проблемы национальной безопасности России


2. Для анализа роли телевидения в исследуемой теме следует подчеркнуть не столько общее, сколько различие в понятиях “национальная безопасность” и “государственная безопасность”. Там, где закрытость информации, секретность в интересах общества и государства, — там сфера деятельности и влияния телевидения заметно снижается. Другое дело — национальная безопасность. Здесь открытость, всеобщая — или общеобщественная — заинтересованность создает объективные возможности для функционирования телевидения, действующего на основании некоторых принципов, несущих в себе этот общенациональный интерес, а не узкопартийный и местнический. Для развития и укрепления идеи и системы национальной безопасности телевидение способно сделать неизмеримо больше, чем для государственной безопасности.

3. В области национальной безопасности России исключительная роль принадлежит национальным духовным, культурным ценностям, историческим корням и традициям народов нашей страны. Телевидение может стать носителем этих ценностей, средством обмена ими как внутри России, так и в мире. От того, что телевидение расскажет и покажет “секреты” российской культуры и истории, этой культуры не убудет, но активизируется процесс взаимного духовного обогащения народов. Законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства России формируют правила и условия работы телевещателей, определяют менталитеты и программные, содержательные и организационные начала вещания.
Все эти нормативные акты покоятся на статьях Конституции РФ, которая обеспечивает гражданам свободу доступа к информации, равные возможности каждому для потребления и распространения информации.
Однако Конституция РФ обосновывает права и обязанности всех ветвей власти, кроме “власти четвертой”. Перед Конституцией телевещатель, журналист беззащитен, в ней не определены права и ответственность журналиста. А надо бы. Может быть, тогда профессия журналиста была не самой смертельно опасной в современном обществе...
А между тем государственное телевидение в России должно стать цементирующей силой в разъедаемом противоречиями обществе; государственное телевидение создает единое информационное пространство, становится средством, убеждающим людей в верности курса, избранного властью. Частное, коммерческое телевидение преследует принципиально иные цели, являясь прежде всего бизнесом в области СМИ, способом извлечения, в конечном счете, прибыли.
Итак, можно утверждать, что одним из путей повышения роли телевидения в укреплении национальной безопасности становится формирование и развитие государственного телевидения как основы государственной политики в области СМИ. В стране, совершающей переход к рынку, в интересах национальной безопасности нельзя отдавать телевидение стихии рынка, потому что вещание — это не только производство определенных ценностей в виде фильмов и программ, но и культурно-политический фактор.
Рынок не может быть достаточным регулятором телевидения. Нужны самостоятельное законодательство и контроль в сфере телевидения, которые учитывали бы публицистические особенности телевидения как фактора укрепления национальной безопасности и как средства массовой информации, современной культуры.

4. Государствення политика в области СМИ осуществляется в современных условиях на новых, нежели 10 лет назад, принципах. Вместо государственного управления телевидением приходит государственное, правовое регулирование деятельностью ТРК, создание правового поля, в котором работают ТРК.
В этом есть как положительные моменты, дающие поле деятельности как конкуренции, состязания вещателей, так и отрицательные, снижающие роль государства в единении общества и в укреплении его национальной безопасности. В настоящее время система государственного телевидения в стране развалилась, все более уступая частным, коммерческим, полугосударственным структурам.
Ограниченность бюджетных ассигнований толкает руководителей государственных телекомпаний к наиболее легкому способу приобретения финансовой стабильности — к спонсорству и рекламе, на которые охотно идут частные структуры. При этом банки и фирмы руководствуются не только, а, может быть, и не столько соображениями экономической выгоды, сколько стремлением найти новые, эффективные способы формирования общественного мнения как решающего условия для реализации своих политических целей, амбиций и перспектив.
Все это незамедлило сказаться и на качестве телепрограмм. Коммерциализация, бездумная реклама, обскурантизм государственного телевидения отрицательно влияют на общественное сознание и мораль. Монополизм рекламы — 5-10 финансовых групп на двух общенациональных телеканалах — ведет к фактическому оболваниванию населения.
Серьезные ученые, деятели культуры стали избегать контактов с телевидением.
Экспансия американской продукции - подлинно национальная беда России. Эту беду несут людям государственные и полугосударственные телекомпании ВГТРК и ОРТ. Слово государственного телевидения по традиции очень авторитетно, оно оказывает огромное влияние на формирование общественного мнения и в стране и за ее рубежами.
Вот почему проявлением политической дальновидности стало бы проведение реорганизации двух федеральных телекомпаний ВГТРК, РГТРК “Останкино” и ОРТ в единую государственную структуру с вещанием по I каналу, охватывающему не только все регионы России, но и территории соседних стран, а II канал сдать в аренду коммерческим структурам. Финансирование единой гостелекомпании можно провести в пределах средств, выделяемых из госбюджета на обе телерадиокомпании ВГТРК и ОРТ.
Эфирное время II канала телевидения, помещения и технические средства, принадлежащие ВГТРК, можно сдавать в аренду под контролем Федеральной службы Российской Федерации по телевидению и радиовещанию. На эти средства владеющая такой базой новая государственная телекомпания могла бы получить дальнейшее развитие.
Во всем мире и в России хорошо знают передачи “Останкино”. Поэтому в новом названии государственной телекомпании желательно сохранить это наименование. Новизну же вещания обеспечит полное название компании: Российская государственная телекомпания “Новый канал “Останкино”.
“Новый канал “Останкино” - чисто государственная компания — не должна стать правоприемницей существующих ныне двух телекомпаний.
При госкомпании целесообразно было бы создать Попечительский Совет из выдающихся деятелей науки и культуры, его решения носили бы рекомендательный
характер, а сам он не являлся бы юридическим лицом. Авторитет “Нового канала “Останкино” во многом определялся бы авторитетом членов Попечительского Совета. Повышению его общественной роли так же содействовало бы скромное присутствие в телепрограммах рекламы.
Можно сформировать небольшой творческий коллектив, подобранный по конкурсу, на основе краткосрочных (до года) трудовых соглашений.
Никакого автоматического перехода сотрудников двух компаний в новую быть не должно, т.к. многие здесь поражены коррупцией и стяжательством, а главное, непрофессионализмом.
В создании новой моральной атмосферы в государственном телевидении мог бы сыграть и моральный кодекс работника, разработка которого затянулась.
По своей концепции Федеральное государственное телевидение должно разъяснять политику всех ветвей власти, проблемы новой экономики, культуры и культурного обмена наций и народностей России, освещать передовой опыт рыночных отношений, заботу центральных и местных властей о благосостоянии, здоровье, образовании и нравственности россиян, углублять сознание граждан в необходимости блюсти национальную безопасность России.

5. Природные способности телевидения передавать информацию фактически во всемирном масштабе позволяют использовать его как общественную силу, действующую по обе стороны границы России: телевидение несет в мир нашу информацию, а обратно — массовую культуру. В этом смысле телевидение служит широким руслом для массовой культуры, сделанной преимущественно в США и Западной Европе; опыт вещания на I, II, III, IV каналах российского телевидения показывает, какой вред и какое разрушение духовности, какой психологический шок несут мыльные оперы, многочасовые сериалы и т.п. нашему телезрителю, нашей безопасности. Ежедневно в Москве по 5 каналам демострируется до 10 иностранных фильмов. Руководители ТРК объясняют такой поток с Запада собственной нищетой, дороговизной создания произведений отечественной культуры. Но есть и иные пути - вовлечение в программы произведений смежных искусств и деятелей культуры России, логически обоснованные циклы передач на основе старых кинолент, путем обмена продукцией между региональными ТРК, между студиями стран СНГ и т.п. В последние годы угасает международный обмен фильмами, совместное их производство, телемосты и т.п. Руководители ТРК — это часто любители-телезрители, а не профессионалы, не знающие потенциальные возможности реализации продуктивной и репродуктивной функций телевидения. В этой среде деятельности ТРК важно иметь чувство меры и ответственности, которые и отличают профессионалов от любителей. Здесь для руководителей ТРК мало политической близости к верхам и ощущения удовлетворения личных амбиций.

6. Мировой опыт показывает, что в одних странах нет государственного телевидения, — там, где есть публично-правовое вещание, — в других оно присутствует. Одни утверждают, что если право на свободу информации есть право личности, то не может оно принадлежать государству. Другие утверждают, что если право на информацию может иметь частное лицо или группа лиц — коммерческое телевидение, то почему большая социальная группа, консолидируемая в государство, лишается такого права?
Телекомпании, основанные на разных формах собственности и имеющие разный размах деятельности — от государственных (федеральных, межгосударственных, региональных), до частных, по-разному могут участвовать в укреплении национальной безопасности.
Здесь ведущую, решающую роль должны сыграть государственные ТРК, государственное телевидение, которое часто подвергается критике теоретиками от журналистики. Так, Я.Н.Засурский на одном из международных симпозиумов утверждал, что государственные структуры в телевидении — это аморально.
С этими тезисами согласиться трудно. При решении проблем функционировать ли государственному телевидению в стране, или нет, следует исходить из традиций страны, особенностей политического и экономического развития общества.
Идея отстраненности СМИ от государства, их посредническая роль между государством и гражданином — благородна по существу и идеальна по цели. Но на современном этапе развития российской демократии и общественного устройства России в переходный период государственное телевидение является крупным общественно-политическим инструментом формирования общих взглядов, общий, объединяющих страну, центр и регионы, власть и народы России в нечто целое, в единое государство.
Но государственное регулирование вещания осуществляется не только созданными для этого правовыми нормами и органами. В этом регулировании вещания в центре и на местах немалую роль играют общенациональные и региональные телекомпании. Выстраивая стратегию и тактику вещания, формируя профиль программ и каналов, логику их появления и последовательность их тематики, государственные общероссийские компании отбирают для своего эфира такие произведения, подготовленные коммерческими и иными структурами телевидения и других смежных видов искусств, которые представляют большой общественный интерес, которые лишены скрытой, или открытой рекламы, которые, наконец, преодолевают политические пристрастия лоббистских групп и не созданы в угоду политическим амбициям отдельных партий или лиц.
Реальное участие государственных телерадиокомпаний в упорядочении и регулировании вещания в стране в решающей степени зависит от уровня управляемости самой телекомпании, от желания и способности ее руководителей определять и проводить в жизнь линию на укрепление государства и активизацию граждан в управлении общественными делами. На государственном телевидении не могут бесконтрольно существовать передачи, подготовленные коммерческими структурами и частными телекомпаниями. В противном случае на телеканале получается случайный набор однотипных, одножанровых, дублирующих друг друга программ, каждая из которых блюдет прежде всего интересы своих инвесторов, а уж потом зрителей. Анализ состояния дел с законодательством в сфере вещания в странах Восточной Европы позволяет сделать выводы о том, что за пять лет в постсоветский период создать новую инфраструктуру СМИ в странах оказалось делом нелегким, а систему телерадиовещания, отвечающую и современному уровню мировой демократии и национальным традициям, и историческим особенностям каждой страны — за этот срок сформировать окончательно не удалось никому.

7. Общество становится более стабильным, когда оно допускает гласность, свободу информации, плюрализм мнений. Открытым общество может стать лишь при открытой информации, особенно с помощью средств, передающих ее в момент совершения события, явления. Это надо учитывать власти, когда она оценивает события, их участников не так, как уже знают и оценивают телезрители — очевидцы этих событий с помощью телевидения.
Телевидение дает людям правдивую, зримую информацию, а представители власти говорят об этих же событиях совсем другое... Надо перестроить сознание руководителей, игнорирующих влияние информации средствами телевидения. Недооценка телевидения, непонимание эффекта телевизионного зрелища руководством страны приводит к потере доверия к нему избирателей.

8. Телевидение оказало и оказывает огромное влияние на персонификацию внутренней и внешней политики и политиков, участвующих в реализации тактики и стратегии национальной безопасности. Для тех политиков, руководителей правительственного уровня, кто станет выступать по телевидению, важно приобрести навыки поведения у камеры, умение говорить, вести диалог, знание особенностей телевизионной публицистики и риторики.
Поэтому было бы логично организовать при ИПК ФСТР школу телепублицистики, включающую несколько занятий с видеотренингом под условным названием “Как стать за 20 часов телезвездой”.

9. Особая ответственность ложится на телевидение за укрепление авторитета Закона как основы стабильности и национальной безопасности общества.
Прямые телевизионные трансляции с заседаний палат Федерального собрания РФ, интервью с депутатами, участие телевидения в предвыборных кампаниях раскрыли новые социальные функции отечественного телевидения, во-первых, как школы демократии для населения, во-вторых, как формы контроля общественности и избирателей за политической, законотворческой деятельностью народных избранников.
Когда телевидение показывает дискуссию в Госдуме по поводу одного из законов, то зрителю зачастую невозможно понять, о чем статьи Закона, т.к. телевидение транслирует лишь замечания депутатов по поводу статей. У зрителя создается впечатление, что он что-то слышал, что-то знает о конкретном законе, отчего пропадает желание прочитать его после принятия... Легко понять, что остается от авторитета этого Закона, который обрисован его противником в самой первой по времени информации...

10. Телевидение несет растущую ответственность за формирование общественного мнения вокруг тех органов и организаций, которые входят в структуру национальной и государственной безопасности. В этой работе по раскрытию общественной значимости деятельности государственных структур — армии, служб безопасности и внешней разведки, правоохранительных органов есть два пути. Первый — создавать этим структурам свои ТРК, второй — попытаться привлечь внимание работающих ТРК к своей деятельности, питая их первичной информацией, организуя проекты телевидения, связанные с освещением работы этих государственных органов.

11. Для судьбы и перспектив укрепления национальной безопасности имеет растущее значение международная деятельность отечественного телевидения, которая протекает в следующих формах:
а) участие ТРК в международных организациях вещания;
б) международный обмен телепродукцией;
в) совместное производство телефильмов и т.п.;
г) совместные телевизионные проекты по трансляции космических акций, спортивных состязаний и т.п.;
д) новая область деятельности ТРК — вещание на русскоязычное население, живущее в ближнем и дальнем зарубежье.
е) развитие спутникового вещания.

Изложенное выше позволяет сделать и некоторые прогнозы.
Социальная роль и ответственность отечественного телевидения в формировании и реализации Федеральной программы национальной, в том числе информационной, безопасности в будущем проявятся прежде всего в решении следующих задач:
а) убеждение населения средствами документального и художественного вещания в необходимости сохранения и укрепления государственной безопасности, тайн и секретов во имя общих наших интересов;
б) содействие в формировании и популяризации законов и нормативно-правовой базы, регулирующих права и обязанности участников информационного процесса;
в) защита общества от клеветы и лжи, разоблачение информаторов и инициаторов сведений и кампаний, подрывающих национальную безопасность России, создание такого общественного мнения, противостоять которому этим информаторам считалось бы безнравственно и непатриотично;
г) разъяснение необходимости и общественной пользы государственного контроля за СМИ, основанных на разных формах собственности, имея ввиду не цензуру, а лицензирование деятельности и сертификацию СМИ;
д) осуществление линии в собственном вещании и в деятельности других субъектов информационного процесса на протекционизм и защиту внутреннего рынка СМИ и их произведений от зарубежной экспансии;
е) содействие усилиям государства и общества по интернационализации глобальных информационных систем и сетей, по равноправному международному сотрудничеству и обмену культурными и информационными ценностями;
ж) разоблачение опасности для общества и власти манипулирования информацией как способа дезориентации общественного мнения и власти и пути к политической и моральной нестабильности в России;
з) популяризация Федеральной программы национальной безопасности, слежение за ее претворением в жизнь и развитие общественного интереса к ней по мере реализации намеченного в деле укрепления национальной безопасности.

Дата размещения: 11-11-2019, 22:36
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.