Персональное ретро

Если бы у меня спросили, какая из прошлых телепередач наиболее полно воплощает застойное телевидение, не задумываясь, ответил бы: "На вопросы телезрителей отвечает Юрий Жуков». Задумавшись, могу ответить, почему так ответил бы. Была в той передаче герметичная замкнутость, которая к тому времени стала основополагающим принципом застоя, упорно именовавшегося динамичным развитием. Передача на редкость откровенно показывала, за счет чего достигалась абсолютная герметизация общественной мысли. Юрий Жуков отвечал главным образом на письма тех телезрителей, что разделяли и его убеждения, и предубеждения. При этом отвечал главным образом не сам, а посредством писем других телезрителей.

Персональное ретро


Получалось, что одни корреспонденты отвечали на вопросы других, таинственным образом их предугадывая. И что еще было замечательно в той передаче— вопросы телезрителей носили риторический характер, то есть такой характер, при котором отгадки содержатся о самих загадках. Надо только переменить вопросительную интонацию на утвердительную. Проходила эта передача по разряду контрпропаганды. Контрпропаганда основывалась на одном почти гегелевском постулатом, все действительное у нас — разумно, и все разумное у них — недействительно. «Что же это за пропаганда.— Думал я тогда,— если она убеждает только тех. кто и так убежден во всех официальных клише без всяких специальных усилии, и совершенно не замечает тех, кто думает иначе?»

Признаюсь, мне тогда казалось, что Юрий Жуков даром ест свой идеологический хлеб. Сегодня я думаю иначе: Юрии Жуков делал не совсем абсурдное дело; он давал по телевидению сеансы самовнушения и самоутверждения, которые были в первую очередь необходимы для его единомышленников. Люди с убеждениями Юрия Жукова оказывались в особенно затруднительном положении надо было как-то высокие слова соотнести с низкой реальностью. Впрочем, многие из них справлялись с этой, как мне казалось, неразрешимой задачей довольно свободно. И вот это было для меня самой большой загадкой. Это отдавало мистикой, иррационализмом. Но, оказывается, и этот феномен поддается вполне научному объяснению. Знаменитый физиолог Иван Павлов, доживший до октября и по чистому стечению обстоятельств умерший естественной смертью, экспериментируя на собаках, открыл, что Мозг живого существа при определенных условиях впадает в так называемую «парадоксальную фазу».

Парадоксальность же ее в том состоит, что мозг перестает реагировать на сильные раздражители (действительность, факты, дела) и начинает отвечать на слабые стимулы (слова, лозунги, девизы). Это наблюдение, как неопровержимо доказал ученый, верно применительно к собакам. Не хотелось бы делать безответственных сравнений, но в конце концов материалисты мы или нет? В каком еще, кроме как в этом состоянии, телезритель мог бы поверить словам Юрия Жукова и не поверить собственным глазам? Тем более что эта фаза для нашего народа наступила давно, еще в те времена, когда был жив Павлов, который первым взглянул на современные ему исторические обстоятельства в свете своего открытия.

Взглянув, увидел, что террор в сопровождении голода подавляет у населения инстинкт свободы и прививает тому же подопытному населению «условный» рефлекс рабской покорности. В результате чего в мозгу человека происходят «ошибки»: процессы торможения сталкиваются с процессами возбуждения, и наступает та самая парадоксальная фаза, при которой «условные рефлексы координированы не с действительностью, а со словами». «Фаза» оказалась устойчивой. Благоприобретенный рефлекс стал почти врожденным. От слов («слабых раздражителей») наша пропаганда перешла к... изображениям — живописным полотнам, фильмам и, наконец, к телезрителям. Стало быть, с феноменом телезрителей, задававших вопросы Юрию Жукову и на них же отвечавших, все более или менее ясно.

А вот феномен самого Юрия Жукова для меня и по сию пору остается ребусом. Представил себя на его месте: горячо уверял, что Сахаров и Солженицын — клеветники, а они на самом деле порядочные люди, заверял, что ГУЛАГи— выдумка антисоветчиков, а оказалось, правда, утверждал, что наше государство самое справедливое, самое гуманное, а выяснилось, что оно просто неправовое, и т. д. И как теперь смотреть в глаза жителю Уссурийска, а также жителям других регионов моего (Ю Жукове) Зазеркалья? Признаюсь, я бы не вспомнил о «старейшем правдисте», не напомни он сам о себе последними публикациями и выступлениями. Теперь он по большей части не отвечает на вопросы, а задает их. Например - почему не принимаются меры против издателей и распространителей неформальной прессы?

Дата размещения: 12-11-2019, 10:56
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.