Лучшие трюки мирового кино

Прыжок с крыши на балкон

«РАЗБОРКА В БРОНКСЕ»
(Rumble in the Bronx, 1995, Стэнли Тонг)
Как ясно из названия «Разборки», ее действие развивается в Нью-Йорке. Однако снималась картина не в США, а в Канаде, и не по законам американских профсоюзов, а по привычному для Гонконга принципу: «Все во имя трюков, все во славу трюков». Так что Тонг и исполнитель главной роли Джеки Чан не ограничивали свою фантазию и изобретали рискованные сцены вроде той, в которой герой Чана, спасаясь от бандитов, прыгает с крыши одного здания на балкон другого, пролетая при этом восемь метров и попадая точно в цель шириной всего метр. Поскольку актер должен был прыгать вслепую (увидеть место приземления можно было лишь после отрыва от крыши), Чан поначалу считал, что это невыполнимый трюк. Однако Тонг его переубедил, когда сам выполнил «невозможный» прыжок. После этого Чану было некуда отступать, и он с блеском повторил трюк коллеги.

Лучшие трюки мирового кино


Банджи-прыжок с гигантской плотины

«ЗОЛОТОЙ ГЛАЗ»
(Goldeneye, 1995, Мартин Кэмпбелл)
Как представить героя зрителям, ничего о нем не рассказывая? Например, можно заставить персонажа высадиться на огромную плотину, прицепить к ней канат-банджи и спрыгнуть вниз, с высоты в 220 метров (эпизод снимался на швейцарской плотине на реке Верзаска). Именно так создатели «Золотого глаза» представили публике обновленного Джеймса Бонда в исполнении Пирса Броснана. Правда, этот трюк выполнял не ирландский актер, а британский каскадер Уэйн Майкле. Пятнадцать лет назад эта сцена считалась очень «крутой», но сейчас впечатление от нее портит то, что любой желающий может съездить в Швейцарию и за пару сотен франков повторить этот трюк с помощью мастеров коммерческих банджи-прыжков. Согласитесь, что прыжок, который уже выполнили тысячи людей, не может бороться за первое место в хит-параде трюков. А вот тридцатое место ему вполне подходит.

Прыжок автобуса через провал в эстакаде

«СКОРОСТЬ»
(Speed, 1994, Ян деБонт)
Вообще говоря, автобусный прыжок из кульминации боевика «Скорость» не должен быть в нашем хит-параде, поскольку трюк, который реально был выполнен на съемочной площадке, разительно отличается оттого, что было показано на экране (благодаря чудесам монтажа и компьютерной графики). Но мы все же включили этот трюк в наш перечень, поскольку реальный трюк был весьма и весьма эффектен. Только представьте себе: каскадеры разогнали автобус до солидной скорости, доехали на нем до выстроенной на эстакаде рампы, «прыгнули» с этой рампы и приземлились на все четыре колеса. Естественно, автобус после этого был наполовину уничтожен (его подвеска не была рассчитана на такие фокусы). Потом на эстакаде нарисовали провал, каскадеров заменили на героев ленты и так далее. Но важно, что автобус все-таки прыгнул. И удачно приземлился.

Прыжок с лыжни на парашюте

«ШПИОН, КОТОРЫЙ МЕНЯ ЛЮБИЛ»
(The Spy Who Loved Me, 1977, Льюис Гилберт)
Одна из традиций сериала о Джеймсе Бонде требует, чтобы картина начиналась с экшен-сцены и нескольких феерических трюков. Дабы зрители сразу поняли, что пришли на блокбастер, а не на обычный шпионский триллер. В десятой бондовской ленте (третьей для Роджера Мура, «Бонда номер три») начальной экшен-сценой была лыжная гонка-перестрелка агента 007 с советскими агентами. Как ни странно, не в СССР, а в австрийских горах. Сама по себе эта погоня была не слишком примечательной, а вот финал у нее был великолепный. Бонд подъезжал на лыжах к обрыву, прыгал в пропасть, долго парил в воздухе и затем раскрывал парашют, раскрашенный как британский флаг. Казалось бы, эта сцена была не сложнее обычного парашютного прыжка с высокой горы, но каскадер Рик Сильвестр чуть не погиб, потому что одна из его отцепленных лыж едва не запутала стропы парашюта.

Пролет самолета сквозь рекламный щит

«ЭТОТ БЕЗУМНЫЙ, БЕЗУМНЫЙ, БЕЗУМНЫЙ, БЕЗУМНЫЙ»
(It's a Mad, Mad, Mad, Mad World, 1967, Стенли Крамер)
Доверху набитый звездами и обошедшийся продюсерам в десять миллионов долларов, «Этот безумный, безумный, безумный мир» был одной из тех масштабных лент, с помощью которых Голливуде 1960-х конкурировал с телестудиями. Как любое настоящее бизнес-столкновение, эта война велась не на жизнь, а на смерть. И одной из ее жертв вполне мог стать Фрэнк Толлман, бывший военный пилот, зарабатывавший воздушными трюками. По сценарию ленты Толлман должен был пролететь на двухмоторном самолете сквозь огромный билборд с рекламой «Кока-колы». Метр вправо, метр влево - и самолет бы разбился, задев крыльями стальную раму конструкции. К тому же декораторы по ошибке нарисовали рекламу не на бумаге, а на ткани, которую было куда сложнее прорвать. К счастью, трюк удался, и Толлман смог дотянуть на поврежденном самолете до посадочной полосы.

Схватка на катящемся колесе

«ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: СУНДУК МЕРТВЕЦА»
(Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest, 2006, Гор Вербински)
Пираты Карибского моря» - один из тех современных блокбастерных циклов, которые были бы невозможны без компьютерных эффектов. Тем не менее несколько сложных трюков в этом сериале исполнялось без помощи программистов. Один из них - это фехтовальное сражение между капитаном Воробьем, Джеймсом Норрингтоном и Уиллом Тернером за ключ от сундука, в котором хранится сердце Дейви Джонса. Поединок начинается на пляже, продолжается в развалинах мельницы и достигает кульминации на катящемся мельничном колесе. Причем в этой фазе схватки герои дерутся как на ободе колеса, так и внутри него. Кстати, в большинстве кадров фрагмента на экране не каскадеры, а Джонни Депп, Орландо Блум и Джек Девенпорт. Это подтверждается как обилием крупных планов, так и закадровыми съемками, которые прилагались к коллекционному изданию второй серии «Пиратов».

Погоня по высотным кранам

«КАЗИНО "РОЯЛЬ"»
(Casino Royale, 2006, Мартин Кэмпбелл)
Когда Мартин Кэмпбелл и продюсеры «бондианы» готовились перезагрузить киносериал о величайшем британском секретном агенте, они хотели снять фильм в классическом стиле, с минимальным использованием компьютеров, В итоге, однако, на CGI-эффекты были потрачены огромные средства. Правда, использовались эти эффекты не для того, чтобы рисовать трюки, а для того, чтобы стирать с экрана всевозможные страховочные системы. В частности, в интересующем нас фрагменте, где Бонд преследует бомбиота Молакку по огромной строительной площадке и преступнику приходится прыгать с одного крана на другой, художники убрали из кадра третий кран и страховочный кабель, которым был привязан каскадер. Тем не менее прыжок был выполнен вживую и на солидной высоте. Между прочим, Молакку сыграл Себастьен Фукан, один из создателей профессионального паркура.

Прыжок со стены на дорогу на мотоцикле

«ТЕРМИНАТОР 2: СУДНЫЙ ДЕНЬ»
(Terminator 2: Judgment Day, 1991, Джеймс Кэмерон)
Когда второй «Терминатор» вышел на экраны, его главной «фишкой» были компьютерные эффекты, в начале 1990-х казавшиеся сложными и экзотическими. Теперь мы знаем, что ничего особенного в «морфировании» Т-1000 не было и что в наши дни подобными эффектами могут похвастаться даже среднебюджетные сериалы, не говоря уже о блокбастерах. Так что сейчас в «Терминаторе 2» самое сильное впечатление производят классические трюки. Вроде сцены в начале картины, когда заглавный герой, пытаясь спасти Джона Коннора от жидкометаллического преследователя, прыгает на мотоцикле со стены на дорогу, аккуратно приземляется и продолжает движение. Как этот эпизод был снят? С помощью тонких кабелей, которые поддерживали мотоцикл, чтобы он не плюхнулся на дорогу всем своим весом и не развалился. Потом эти кабели удалили из кадра художники-компьютерщики.

Погоня на шоссе

«ПЛОХИЕ ПАРНИ 2»
(Bad Boys II, 2003, Майкл Бэй)
Если бы Майкл Бэй снял вторых «Плохих парней» в середине 1980-х, до начала эпохи вездесущих графических компьютеров, то погоня на шоссе, в которой главные герои преследуют бандитов на груженном автомобилями трейлере, попала бы в лучшую десятку нашего хит-парада. Однако Бэй работал в начале 2000-х, CGI-эффекты уже были доступны, и в эпизоде на шоссе они применялись. Правда, по минимуму, и только для того, чтобы создать иллюзию, что Мартину Лоуренсу и Уиллу Смиту во время съемок угрожала смертельная опасность. На самом деле своими жизнями рисковали только каскадеры. И рисковали по-настоящему, потому что по ходу съемок на шоссе действительно сбрасывали машины, и водителям-каскадерам в самом деле надо было от них уклоняться. Ида, сброшенная в финале фрагмента на шоссе лодка тоже была настоящей. Как и ее взрыв.

Финальная серия трюков

«ХУПЕР»
(Hooper, 1978, Хэл Нидэм)
Хэл Нидэм много лет проработал как каскадер и всегда переживал из-за того, что зрители мало знают о том, как на самом деле снимаются погони и драки. Поэтому, став режиссером и заработав миллионы на картине «Смоки и Бандит», Нидэм посвятил свою ленту подноготной кинематографа и сделал ее главными героями двух каскадеров, которые вынуждены выполнять все более рискованные трюки. В финале Хупер и Ски должны проехать через взрывающийся и на глазах разваливающийся город и перепрыгнуть ущелье на автомобиле с ракетной тягой. Показательно, что последняя, самая эффектная часть эпизода была сравнительно проста в исполнении - команде Нидэма было достаточно прицепить к машине ракетный двигатель и запустить ее в небо. А вот проезд по городу был действительно сложным и рискованным - в одной из сцен машина проехала прямо под падающей бетонной трубой ТЭЦ.

Прыжок из машины, падающей в водопад

«РОМАН С КАМНЕМ»
(Romancing the Stone, 1984, Роберт Земекис)
Прыгнуть с вершины 20-метрового водопада? Это нетрудно. Это может каждый каскадер, который умеет плавать, не боится высоты и знает толк в прыжках о вышки. Придумайте что-нибудь посложнее! И Роберт Земекис придумал. Герои фильма, опасающиеся от преследователей, должны были не просто прыгнуть в водопад. Они должны были свалиться в него на машине и выпрыгнуть из нее во время падения (в противном случае машина утянула бы их на дно). Конечно, такую задачу нельзя было поручить звездам фильма Майклу Дугласу и Кэтлин Тернер, но и для каскадеров это был рискованный трюк. В итоге его выполнили Терри Леонард и Вине Дердик, которые чуть не погибли, потому что им не удалось достаточно далеко отлететь от машины и они угодили в водоворот внизу водопада. К счастью, оба отделались сильными ушибами, хотя Дедрик чуть не утонул (его спасли страховавшие каскадеров пожарные).

Прыжок на моторке через дамбу

«ЖИВИ И ДАЙ УМЕРЕТЬ»
(Live and Let Die, 1973. Гай Хэмилтон)
Самым рискованным трюком «Живи и дай умереть» была пробежка Джеймса Бонда (на самом деле владельца крокодиловой фермы Росса Кананги) по спинам крокодилов. Однако эта сцена, получившаяся с пятой попытки, была снята столь буднично, что впечатлила зрителей не так сильно, чем позднейший эпизод, в котором агент 007 крадет моторную лодку, спасается бегством от бандитов и перепрыгивает на лодке речную дамбу, на которой стоят две полицейские машины и коррумпированный шериф. Как справедливо было замечено в передаче «Разрушители мифов», исследовавшей реалистичность этой сцены, самой сложной частью трюка был не прыжок над машинами, а точное приземление на воду с другой стороны дамбы. По утверждениям продюсеров, каскадеры разбили 17 лодок, прежде чем добились желаемого. Зато они поставили рекорд Книги Гиннесса - 34-метровый прыжок на моторной лодке.

Снятая одним дублем драка в многоэтажном ресторане

«ЧЕСТЬ ДРАКОНА»
(The Protector, 2005, Прачья Пинкаев)
Как скрыть от зрителей всевозможные уловки, которыми пользуются каскадеры? Прежде всего, с помощью изобретательных монтажных склеек. А потому один из лучших способов убедить публику в реализме трюка -снять его одним дублем, без единой склейки. Отлично это понимая, создатели второго тайского боевика с Тони Джа в главной роли поместили в середину картины четырехминутную сцену, в течение которой персонаж Джа, разыскивающий украденных из Таиланда слонов, поднимается на четвертый этаж огромного мафиозного ресторана-борделя, расположенного в Австралии. При этом герой легко расправляется с несколькими десятками преступников, пытающихся не пустить его в VIP-зал, где посетители едят экзотических животных. Отметим, что этот фрагмент был подправлен компьютерной графикой, но исключительно из косметических соображений. Все трюки в нем реальны.

Саммо Хунга сбивает машина

«ГЕРОЙ В КОЛГОТКАХ»
(Pantyhose Него, 1990, Саммо Хунг)
Даже по меркам гонконгских экшен-комедий «Герой в колготках» - весьма нелепый фильм, в котором Саммо Хунг играет полицейского-гомофоба, вынужденного изображать гея, чтобы влиться в «альтернативную» тусовку и поймать серийного убийцу. Но в этом хит-параде мы обсуждаем не сомнительные шутки по поводу мужских юбок, а кинотрюки, на которые гонконгский мэтр Хунг всегда был большой мастер. Интересующая нас сцена обманчиво проста - герой Хунга преследует преступника, и его сбивает машина, после чего актер спиной пробивает лобовое стекло и отлетает на асфальт. Многие режиссеры сняли бы этот фрагмент с качественно сделанным манекеном (или, в крайнем случае, наняли бы отчаянного молодого каскадера), но Хунг сам исполнил этот трюк. В результате он месяц пролежал в больнице. Съемками в это время руководил соавтор сценария Вонг Джинг.

Прыжки с лошади на лошадь во время погони

«ДИЛИЖАНС»
(Stagecoach, 1939. Джон Форд)
В наши дни голливудский каскадер может процветать, ничего не зная о лошадях. В первой половине прошлого века это было невозможно. Вестерны и приключенческие ленты выходили постоянно, и в них нечего было делать каскадерам без опыта выступлений на родео. Напротив, чемпионы ковбойского спорта могли не беспокоиться за свои заработки. Одним из таких чемпионов был Якима Канутт, начавший сниматься еще в немую эпоху, но более всего известный по трюкам в ранних звуковых лентах. В частности, в «Дилижансе» Канутт, дублировавший Джона Уэйна, выполнил серию прыжков по несущемуся экипажу, запряженному шестеркой лошадей. Сперва с облучка на первую лошадь, потом на вторую и, наконец, на третью. И все это без страховки и на большой скорости! Неудивительно, что Уэйн (одно время подумывавший о каскадерской карьере) после выхода «Дилижанса» стал звездой.

Падение из окна небоскреба без парашюта

«КОМАНДА ШАРКИ»
(Sharky's Machine, 1981, Берт Рейнольде)
Берт Рейнольдс начинал свою голливудскую карьеру как каскадер, и от него можно было бы ожидать, что в своем третьем режиссерском проекте он проявит большее уважение к этой профессии. Но нет. Когда в финале ленты умирающий злодей вылетает из разлетающегося вдребезги окна небоскреба и камнем падает вниз, большую часть экранного времени в кадре манекен. А ведь эксперт по прыжкам с огромной высоты Дар Робинсон действительно выпрыгнул из окна без парашюта и страховки! Пролетев 70 метров, он приземлился на надувную подушку и поставил мировой рекорд, который держится до сих пор. Ранее Робинсон прыгал с большей высоты (в частности, в 1980-м он спрыгнул с телебашни в Торонто и пролетел 366 метров), но он либо не выпрыгивал из высотных зданий (что опаснее, чем прыжки с самолета), либо пользовался страховкой.

Схватка на канатном мосту через ущелье

«ИНДИАНА ДЖОНС И ХРАМ СУДЬБЫ»
(Indiana Jones and the Temple of Doom, 1984, Стивен Спилберг)
Самая впечатляющая сцена «Храма судьбы» - это гонка на вагонетках. Однако технология ее создания была столь запутанной, что мы даже не будем пытаться разбираться, сколько в ней было трюков, а сколько - комбинированных эффектов. Вместо этого мы поговорим о сценах на канатном мосту, в ходе которых герои пытаются пересечь мост, разрушают его и стараются удержаться на повисшем на скале обрывке. Этот фрагмент снимался в несколько приемов, и, конечно, во время падения моста на нем не было никого, кроме манекенов. Однако сам мост был настоящим, а актеры фильма действительно на него поднимались (что само по себе было очень рискованно). Финальная же сцена создавалась с участием каскадеров. Причем дублировавший Амриша Пури (Мала Рама) Фрэнк Хенсон чуть не погиб, поскольку его страховочный трос порвался во время съемок «вертикальной» драки.

Зои Белл на капоте мчащейся машины

«ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СМЕРТИ»
(Death Proof, 2007, Квентин Тарантино)
Каскадерша Зои Белл в кино сравнительно недавно, но и новичком ее уже не назвать. Она начинала на родине, в новозеландских сериалах «Зена» и «Геркулес», потом перебралась в Голливуд и прославилась в фильмах Квентина Тарантино. В частности, она была дублершей Умы Турман в обеих сериях «Убить Билла». Также Белл подменяла звезд в «Женщине-кошке» и в «Ультрафиолете». Однако ее настоящим прорывом стало «Доказательство смерти», поскольку Тарантино счел, что Зои достойна не только появляться на экране, но и играть собственные роли. Так что он доверил Белл сыграть саму себя - новозеландскую каскадершу, которая хочет испытать себя, повисев на капоте мчащейся машины. И Белл так хорошо сыграла и так убедительно исполнила рискованный трюк, что сейчас она снимается в кино уже как актриса. Хотя и продолжает работать каскадером.

Погоня с серией прыжков

«ОНГ-БАК: ТАЙСКИЙ ВОИН»
(Ong-Bak: The Thai Warrior, 2003, Прачья Пинкаев)
Выбирая лучший трюк из фильма о мастере боевых искусств, было бы логично выбрать одну из боевых сцен. Благо, что главный герой «Онг-Бака» Тинг только и делает, что дерется. Однако, при всем уважении к боевым талантам Тони Джа, нам больше приглянулся фрагмент в середине картины, в ходе которого Тинг спасается от толпы преследователей и демонстрирует чудеса акробатики, перепрыгивая то через едущий велосипед, то через частокол из острых сельскохозяйственных орудий. В апофеозе сцены Джа пролетает через моток колючей проволоки, вписавшись в него с миллиметровой точностью. Кстати, именно во время этой погони в кадре появляется дверь с надписью «Привет, Спилберг, давай поработаем вместе». Забавная, но глупая фраза, учитывая, что Спилберг никогда не снимал фильмы про мастеров боевых искусств. Разумно полагая, что массового зрителя проще «купить» лентой о герое, который дерется как человек, а не как супермен.

Автомобильная погоня по Москве

«ПРЕВОСХОДСТВО БОРНА»
(The Bourne Supremacy, 2004, Пол Гринграсс)
Гонконгские гипермаркеты, чикагские улицы, лос-анджелесские небоскребы - все это отличные места для экшен-съемок. Но когда в кадре Москва, сердце российского зрителя бьется куда быстрее, чем когда персонажи разносят далекую заграницу. К сожалению, отечественные каскадеры редко радуют поистине впечатляющими сценами. Но то в российских фильмах. А в голливудском «Превосходстве Борна» команда Виктора Иванова показала свой истинный класс. Напомним, что в финале этого блокбастера Борн приезжает в Москву, крадет такси и спасается бегством от агентов ФСБ, которые изо всех сил стараются разнести «Волгу» вдребезги. И это у них почти получается. Но именно что «почти». Наши ГАЗы так просто не сдаются! В реальности, правда, парни Иванова угрохали шесть «Волг». Но на то и кино, чтобы приукрашивать наш автопром. Кто ж еще его приукрасит?

Первая погоня за Лейто

«ТРИНАДЦАТЫЙ КВАРТАЛ»
(District 13, 2004, Пьер Морель)
Американцы, китайцы и тайцы - безоговорочные лидеры мирового трюкового кино. Однако европейцы иногда тоже показывают класс. Особенно если это режиссеры, работающие под началом Люка Бессона. «Тринадцатый квартал», например, выстроен вокруг паркура, искусства акробатического перемещения по городу. Одним из создателей этого искусства был Давид Белль, сыгравший в «Районе» заглавную роль. В самом начале картины персонажа Белля пытаются поймать подручные криминального авторитета, и Лейто приходится убегать, демонстрируя все свои паркурные навыки. Будь то прыжок через окошко над дверью, горизонтальная пробежка по стене здания или перемахивание на соседнюю крышу. К сожалению, несмотря на сравнительную популярность «Района» и его сиквела, полноценной кинозвездой Белль так и не стал. Его последняя должность - постановщик паркурных трюков в «Коломбиане».

Карабкание по стене 12-этажного здания

«БЕЗОПАСНОСТЬ ПОБОКУ!»
(Safety Last!, 1923, Фрэд Ньюмайер и Сэм Тейлор)
Гарольд Ллойд. Не такой известный комедийный актер немого кино, как Чарли Чаплин, но зато беззаветно смелый трюкач, вдохновивший несколько поколений каскадеров. Когда мы сейчас вспоминаем Гарольда Ллойда, мы сразу видим нелепого очкарика, свисающего с циферблата часов на высотном здании. Этот кадр из романтической комедии «Безопасность побоку!» почти всегда печатается в книгах и журналах, когда в них упоминается Ллойд. Однако авторы редко поясняют, что это лишь крохотный фрагмент из продолжительной сцены, в течение которой персонаж Ллойда без всяких «кошек» и канатов взбирается по стене 12-этажного офиса. При съемках этой сцены использовались различные технические ухищрения, но здание был настоящим, Ллойд был настоящим, и часы тоже были настоящими (конечно, переоборудованными, чтобы на них можно было повиснуть).

Падение с циферблата на ратуше

«ОПЕРАЦИЯ "А"»
(Project А, 1983, Джеки Чан)
В середине 1970-х Джеки Чан снимался в эротических комедиях. Прошло всего семь лет, и актер превратился из никому не известного эпизодника в уважаемого мастера экшен-комедий, соревнующегося не только с коллегами, но и с классиками жанра. В «Операции "А"», например, Чан задумал превзойти «часовой» трюк Гарольда Ллойда из фильма «Безопасность побоку!». Как можно было это сделать? Разумеется, не только повиснув на огромных часах городской ратуши, но и свалившись с них! Конечно, с высоты всего в 20 метров, а не с 12-этажного небоскреба. Но зато с приземлением не на надувную подушку, а на голую землю. Другое дело, что во время падения Джеки пробил два матерчатых навеса, что и позволило ему пережить этот рискованный трюк. Перед выполнением которого обычно бесстрашный актер целую неделю собирался с духом.

Финальная погоня

«БРАТЬЯ БЛЮЗ»
(The Blues Brothers, 1980, Джон Лэндис)
На первый взгляд братья Блюз кажутся безобидными мошенниками. Они не владеют боевыми искусствами, не носят оружия и исполняют блюз и рок-н-ролл, а не тяжелый металл или гангста-рэп. Но посадите Элвуда за руль купленной по дешевке полицейской машины, а затем устройте за братьями погоню - и они невозмутимо разнесут весь Чикаго и пригороды. В «Братьях Блюз» несколько впечатляющих автомобильных сцен, взять хотя бы начальный эпизод, в котором Элвуд перепрыгивает разводной мост, но настоящее шоу Лэндис приберег для финала. В ходе которого каскадеры разбили несколько десятков машин, сбросили автомобиль с вертолета на городскую улицу (для этого пришлось получать специальное разрешение) и заставили машину Блюзов перепрыгнуть полицейский автомобиль с таким крошечным зазором, что «Блюзмобиль» сбил полицейскую мигалку.

Трюк с грузовиком

«ИНДИАНА ДЖОНС В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО КОВЧЕГА»
(Raiders of the Lost Ark, 1981, Стивен Спилберг)
Когда обычных людей выбрасывают из мчащейся машины и они остаются в живых, эти люди благодарят судьбу и больше не связываются с бандитами. Однако Индиана Джонс так просто не сдается. В одной из сцен «Ковчега» он сперва цепляется за капот, затем пролезает под днищем грузовика (все это во время движения!), волочится за машиной на своем хлысте и, наконец, залезает в кузов и расправляется с тем, кто минуту назад пытался от него отделаться. Почти все это время лицо Джонса прикрыто шляпой, потому что в кадре не Харрисон Форд, а его второй дублер Терри Леонард (хотя Форда действительно проволокли за грузовиком). Кстати, именно Леонард сыграл немецкого водителя, которого Индиана в финале трюка выбросил из машины. Двух других солдат, пытавшихся удержаться на грузовике, сыграли Вик Армстронг и Мартин Грейс, первый и третий дублеры Форда,

Переправа между летящими самолетами

«СКАЛОЛАЗ»
(Cliffhanger, 1993, Ренни Харлин)
Самый сложный трюк «Скалолаза» выглядит довольно буднично. Кажется, что нет ничего проще, чем перекинуть между двумя летящими самолетами стальной кабель, прицепиться к этому кабелю и проехаться из одного аэроплана в другой. Однако британский каскадер Саймон Крейн (будущий координатор трюков «Титаника») получил за этот воздушный номер миллион долларов. И будьте уверены - Крейн отработал каждый цент. Потому что, во-первых, выполнять этот трюк нужно было на высоте в 4,5 километра и при очень низкой забортной температуре. Во-вторых, ветер постоянно бросал Крейна из стороны в сторону, и удержаться на лебедке каскадеру было очень трудно. А когда ему все же удалось выполнить трюк и забраться во второй самолет, ветер и перекрутившийся кабель выбросили его наружу, и Крейну пришлось прыгать с парашютом. Вы бы согласились все это пережить за миллион баксов?

Гонка на колесницах

«БЕН-ГУР»
(Ben-Hur, 1959. Уильям Уайлер)
Три месяца строительства на итальянской студии «Чинечитта», 15 тысяч статистов, 18 колесниц, половина которых была разбита во время репетиций... Студия MGM потратила на «Бен-Гура» 15 миллионов долларов, и значительная часть этой суммы была потрачена на самую сложную сцену картины - древнеримскую гонку на колесницах, в которой сражаются два главных героя, еврейский борец за независимость Бен-Гур и римский трибун Мессала. Организатором многочисленных трюков этого долгого, кровавого и чрезвычайного опасного для актеров состязания работал уже знакомый нам эксперт по «конным эффектам» Якима Канутт, а среди исполнителей трюков был сын классика Джо Канутт. Последний в одном из эпизодов чуть не погиб, потому что трюк пошел не по плану. К счастью, парень отделался лишь небольшой травмой. Однако по Голливуду после этого долго гуляли слухи, что один из каскадеров «Бен-Гура» до конца съемок не дожил.

«ПОЛИЦЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ»
(Police Story, 1985, Джеки Чан)
О «Братьях Блюз» есть эпизод, в котором «Блюзмобиль» разносит вдребезги закрытый гипермаркет. Эффектная сцена, но не слишком интересный трюк - любой опытный водитель с прочной машиной может сыграть «слона в посудной лавке». Другое дело заключительный шестиминутный экшен-фрагмент «Полицейской истории», входе которого персонаж Джеки Чана и толпа бандитов разносят гипермаркет голыми руками. Снимавшая фильм команда назвала этот эпизод «Стеклянной историей», поскольку персонажи постоянно разбивают витрины. Кроме того, одного из злодеев сбивает мотоцикл, несколько персонажей слетают с этажа на этаж и падают по эскалаторам, а в конце фрагмента Джеки Чан соскальзывает по огромному шесту, обвешанному электрическими гирляндами (актер получил серьезные ожоги рук и повредил спину). Уже одной этой сцены было бы достаточно для того, чтобы отправить «Полицейскую историю» на одно из высших мест в нашем хит-параде, но в фильме так много не менее эффектных трюков (разгром деревни на машинах в самом начале, впоследствии процитированный в «Плохих парнях 2», и «укрощение» несущегося автобуса!), что мы отдаем ей первое место. За беспрецедентное сочетание количества и качества.

Дата размещения: 13-11-2019, 13:49
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.