Юрий Левитин. Дуэт композитор-режиссер

Творчество народного артиста России, лауреате Государственной премии, композитора Юрия Левитина многогранно миллионы кинозрителей знают его как создателя музыки к фильмам «Тихий Дон» и «Арена смелых», «Кочубей» и «Снежная сказка», «Угрюм-река» и «Журавушка», «Освобождение» и «Вкус хлеба». Всего на творческом счету композитора работа более чем в 70 картинах. И всякий раз это поиск новых решений, новых выразительных, доходящих до сердца людей мелодий.

Юрий Левитин. Дуэт композитор-режиссер


— Юрий Абрамович, какое место, по-вашему, занимает в фильме музыка?
— Музыка—один из важнейших художественных компонентов фильма. В каждом отдельно взятом эпизоде роль музыки неодинакова, но цель ее всегда одна: помочь раскрыть внутреннее содержание произведения, его идею. В нашем деле не существует никаких догм и точных рецептов—иногда музыка выступает на первый план, иногда играет второстепенную роль. Самым идеальным является вариант, когда мелодия звучит контрапунктом к изображению. Впрочем, добиться этого бывает порой нелегко, так как результат зависит от литературной первоосновы фильма, от творческой манеры режиссера и от игры актеров.
— Каковы, на ваш взгляд, принципы сотрудничества в дуэте режиссер — композитор?
— Мне приходилось работать с разными режиссерами. И не всегда наши взаимоотношения развивались идиллически. Бывало, мы яростно спорили, но в спорах рождалась истина. Иногда мне удавалось убедить режиссера в правомерности моего решения, а случалось и наоборот — режиссер убеждал меня переделать музыкальный фрагмент. Очень трудно, когда не удается достичь взаимопонимания с режиссером, в таком случае не приходится ждать творческой удачи. Но чаще все же мы находим общий язык, нас объединяют общие задачи. Примером единства и взаимопонимания в работе для меня явились фильмы «Освобождение», «Арена смелых» и «Сын» режиссера Ю. Озерова, киноленты «Легенда, о ледяном сердце» и «Снежная сказка» режиссеров А. Сахарова и Э. Шенгелая. Не было проблем у меня и с Я. Лапшиным, создавшим картины «Шестнадцатая весна», «Угрюм-река», «Приваловские миллионы». А какую радость доставила работа с С. Герасимовым над «Тихим Доном»!
Думаю, что основным в сотрудничестве режиссера и композитора являются принципы доверия друг к другу, уверенности в своем партнере и его компетентности, в сознании того, что каждый из нас работает для общего блага, для успеха фильма у зрителя.
— А над каким фильмом вам было труднее всего работать?
— Пожалуй, труднее всего мне далась киноэпопея «Освобождение». Сам материал столь грандиозен и глубок, что требовал серьезнейшего подхода. Тем более что мне хотелось написать музыку в современном духе, привлекая минимальное количество цитат из мелодий военного времени. Вообще-то вопрос использования уже знакомых музыкальных произведений в фильме—дело сложное, неоднозначное. В том же «Освобождении», в эпизоде-реквиеме по погибшим воинам, звучит фрагмент из Пятой симфонии Бетховена. Думаю, это внесло в финал картины новую краску, сделало зпилог еще более торжественным, убедительным.
— Какой вариант организации работы вам ближе, интереснее: когда композитор проходит все этапы создания фильма вместе со съёмочной группой или же когда он пишет музыку к уже отснятому материалу?
— Я сочинял музыку на уже отснятый материал для третьей серии фильма режиссера А. Иванова «Поднятая целина». Эстетическое впечатление от сделанного, точная расстановка смысловых акцентов и обрисовка образов во многом способствовали тому, что вся моя работа была проделана за десять дней. Думается, что это пример удачного сотрудничества. Запомнился мне и такой случай. Фильм «Арена смелых» снимался в цирке, и цирковые номера исполнялись под привычные для артистов мелодии. А затем мне нужно было написать новую музыку взамен уже прозвучавшей во время съемок, и такую, чтобы она не разошлась с происходящим на экране. И я написал полтора часа музыки, а потом даже сам дирижировал оркестром при записи фонограммы. Этой своей работой я очень дорожу, потому что задача была отнюдь из из легких.
— Может ли фильм вообще обойтись без музыки?
— Может. Все зависит от сценария и от творческой манеры режиссера. Например, в картине М. Ромма «Девять дней одного года» вовсе нет музыки, и от этого она не стала менее впечатляющей и выразительной. Сегодня, например, мне кажется, что отличный, очень нужный фильм режиссера А. Сахарова «Вкус хлеба» свободно мог бы сошлись в музыке. Все сделанное мной, видимо, не настолько выразительно, чтобы возникало ощущение абсолютной необходимости звукового оформления в ряде эпизодов...
— А какова судьба киномузыки после того, как фильм сошел с экрана?
— Экранная жизнь фильма относительно недолговечна, а значит, недолговечна и судьба написанной к нему музыки. Правда, зачастую есть возможность преодолеть это. В частности, создавая концертные сюиты из киномелодий. Лично у меня их несколько: из музыки к фильмам «Арена смелых», «Шестнадцатая ввсна» и другим. Особенно я горжусь своей сюитой «Легкая музыка для камерного оркестра», созданной как стилизация старинной музыки и написанной мною для научно-популярного фильма режиссера В. Виноградова «1 июня». Что касается песен, то они зачастую продолжают свою жизнь на эстраде.
— Какую роль играет в фильме песня?
— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. В одном фильме она необходима, а в другом не нужна. И необязательно должна быть впрямую связана с действием Например, превосходная песня Л. Афанасьева «Гляжу в озера синие» из телефильма «Тени исчезают в полдень» как будто и не вытекает непосредственно из сюжета, но ее задушевность придает внутренний настрой всей картине- Или. скажем, работа М. Таривердиева в сериале «Семнадцать мгновений весны» удивительно помогает восприятию фильма, она неразрывно связана с изображением, дает нам почувствовать душу, мысли героя. А вот песни того же композитора, сами по себе привлекательные, в фильме «Ирония судьбы» играют лишь роль вставных номеров.
— Бывают ли у вас разочарования?
— Бывают. Обидно, когда твоя работа оценивается не по достоинству. Например, для фильма К. Худякова «Жить по-своему» я написал, как мне кажется, одну из лучших своих песен—«Песню о городе». Ее очень хорошо тогда исполнила Алла Пугачева. А режиссер от песни отказался, пришлось на титры написать другую музыку.
— Вызывает ли что-нибудь у вас тревогу за то, как используется сейчас музыка в кино?
— К сожалению, самая опасная тенденция—это следование штампам. Сейчас стало модным для любых картин, независимо от их содержания, музыкальное оформление решать в эстрадном плане. Иногда это закономерно, пример тому—великолепная работа композитора А. Петрова в фильме «Берегись автомобиля». Но когда в картине, скажем, о гражданской войне красноармейцы скачут под бегающие звуки бас-гитары, то это уже, по-моему, не «современное прочтение», как наивно думают некоторые режиссеры, а признак дурного вкуса.
— Имеют ли перспективы создающиеся для экрана фильмы-оперы и фильмы-балаты?
— Богатейшие! Благодаря кино и телевидению миллионы людей имеют возможность приобщиться к лучшим классическим постановкам. Запечатленные на пленке великие певцы и танцовщики будут волновать своим мастерством не одно поколение зрителей. Кроме того, такие ленты являются бесценным учебным материалом.
— Приносит ли вам работа в кино творческое удовлетворение?
— Да. Интересно работать почти в каждом фильме. Прежде всего из-за общения с режиссером, от встреч со съемочной группой. К тому же удовлетворение и творческую радость приносит сам процесс создания киномузыки, особенно когда она тебе удается. И сознание того, что услышат ее миллионы.

Дата размещения: 11-11-2019, 11:50
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.