Закончился международный каннский фестиваль, к которому были прикованы взгляды профессионалов киноиндустрии и просто любителей кино со всего мира. Мимо такого значительного события мы пройти не могли, а потому и поговорим сегодня об одном из самых авторитетных и престижных мировых конкурсов современного киноискусства.
Молодежь принимает близко к сердцу все, что происходит в мире. Сегодня она ведет антивоенную борьбу, выступает в странах капитала за свои социальные права, за демократию, равенство, за антисегрегацию, за расширение экономического сотрудничества между разными странами, за укрепление независимости, против возрождения фашизма и милитаризма. Светлое будущее Земли миллионам юношей и девушек видится в образе жизни, социальных и нравственных достижениях советских людей.
28 июня торжественно поднят флаг, четырнадцатого международного кинофестиваля. Москва вновь радушно принимает посланцев десятков стран и, конечно, фильмы, отвечающие славному и авторитетному девизу смотра— «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!». К нам приезжали много известных актеров и режиссеров, общественных деятелей. Назову, к примеру, подтвердивших желание участвовать в смотре Сухейля Бен Барку (Марокко), Нормана Джюисона (США), Фанни Ардан, Жан-Луи Трентиньяна (Франция), Хорхе Санхинеса (Боливия), Серджо Лвоне (Италия), Шаши Капура и Амитабха Баччана (Индия)—список этот можно продолжать и продолжать.
Зрительный зал XXIV Международного кинофестиваля в Лейпциге бурно рукоплескал вьетнамскому сценаристу, оператору и режиссеру Ле Мань Тиху—автору фильма «Переход через реку Дань Нах». Лента с чуть суховатым, вроде бы будничным названием ярко и поэтично рассказывала о подлинно творческом, созидательном труде небольшого отряда строителей. В отдаленном, густо поросшем джунглями уголке страны они восстанавливали высоковольтную линию электропередачи.
С 24 мая по 3 июня в Ташкенте прошел VI Международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки. А как начинался наш смотр, ставший сегодня неотъемлемой частью мирового кинопроцесса? Четырнадцать лет назад столица Советского Узбекистана впервые радушно приняла посланцев 49 азиатских и африканских государств, многочисленных гостей из стран Европы и Америки, с большой теплотой откликнувшихся на прекрасный, вдохновляющий девиз фестиваля «За мир, социальный прогресс и свободу народов!».
Важнейшей плодотворной тенденцией в развитии кино за минувшее десятилетие стало активное освоение современной темы. Общественное признание получили фильмы, рассказывающие о наших днях, о героическом пути народа. Одной из самых заметных перемен в нашем кино, искусстве последних лет явился неоспоримый сдвиг в сторону широкого завоевания зрительских интересов. Ряд картин, отмеченных убеждающей правдой жизни, собрал многомиллионные аудитории.
Много нынче фестивалей на земном шаре. Мы летим на тот. что заявлен не просто как международный, а... «всемирный». А обширная его программа вполне могла бы носить девиз: «Человек и его мир». Что же это за человек и каков окружающий его мир? Это предстоит повидать нам на экране. Летим над причудливыми горами облаков, так и не увидев океана.
И снова экран фестиваля как бы воспроизводил сейсмограмму больших и малых социальных потрясений в разных регионах планеты. Нет, это не была бесстрастная регистрация факта, судьбы, явления. Все было отмечено личностным отношением создателей лент к тому, что показывалось на экране, явным было стремление подняться до обобщения, типизации, символа.
В один из дней участники смотра побывали в Хатыни. У стены памяти узников нацистских концлагерей нам рассказали о трагической доле белорусских детей—тысячи детей!—у которых гитлеровцы методично, день за днем, пока ребенок не умирал, выкачивали кровь. И рядом с этим тяжким впечатлением невольно соседствуют сегодня другие, вызванные показом на открытии Недели-смотра фильма режиссера В. Фокина «Александр маленький» (авторы сценария И. Кретчмар, Вал. Ежов, Вл. Ежов, В.Фокин, киностудия имени М. Горького—ДЕФА, Германия). Фашизм и дети.
Восемь дней продолжался Второй международный кинофестиваль мультипликационных фильмов в Варне Перед каждым просмотром собравшихся во Дворце культуры и спорта приветствовали веселой песенкой «Три простака» популярные рисованные персонажи, созданные известным мастером болгарской мультипликации Доньо Доневым. В зале яблоку негде было упасть. «Пять тысяч человек, которые приобрели билеты, чтобы посмотреть мультфильм!»— швейцарский режиссер Эрнест Ансорж, как и многие гости из-за рубежа, был просто потрясен.