Так уж повелось, что слово «великий» мы обращаем к художнику тогда, когда он уже ушел от нас... Сергей Иосифович Юткевич принадлежит к когорте великих режиссеров, новаторов, первопроходцев советского революционного кино. Ученик Маяковского, Мейерхольда, Марджанова, друг и сотрудник Эйзенштейна, Шостаковича, Козинцева, Эрмлера, он прожил большую, увлекательную жизнь, до предела насыщенную творческими поисками, созидательным трудом, общественно-политической деятельностью.
Тысячи километров проехал со своей камерой по дорогам Чукотки, Колымы, Приморья, кинооператор Дальневосточной студии кинохроники заслуженный деятель искусств Александр Васильевич Личко. 9 мая 1945 года Хабаровск вместе со всей страной праздновал Победу. Улыбки, слезы, фронтовые песни, весенние букеты цветов, черные вдовьи платки—все это в тот день можно было увидеть и услышать на городской площади.
Писать очерк о режиссере-документалисте трудно. Особенно если в его творчестве не доминирует одна, постоянная тема. Есть кинопублицисты-международники, есть профессионалы спортивного кино, режиссеры-«деревенщики», режиссеры снимающие фильмы о писателях, художниках. Тематический профиль картин Игоря Гелейна (он работает в кино 25 лет и снял свыше 60 картин) всегда разнообразен.
Мой учитель Григорий Михайлович Козинцев — одна из самых могучих творческих фигур в нашем искусстве. Значение Козинцева выходит за рамки только кинематографа, хотя именно кино было его главной всегдашней любовью. Посудите сами, Козинцев — первоклассный кинорежиссер, замечательный педагог, знаменитый шекспировед, крупнейший театральный постановщик, отменный писатель, общественный деятель, которого всегда интересовала суть, а не внешние атрибуты.
Семнадцатилетний юноша Лев Кулешов в 1916-м попал на кинофабрику, был художником-декоратором, строил интерьеры для ранних русских картин, сам играл в иных из них, попробовал силы и как постановщик... А в 1965-м, всемирно признанный патриарх советского кино, его старейшина Л. В. Кулешов торжественно открывал в Кремле Первый учредительный съезд Союза кинематографистов СССР.
Родился 6 мая 1946 года в Москве. В 1969 году окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1972 года преподавал историю мирового кино на ВКСР, с 1988 года преподает на киноведческом факультете ВГИКа имени С. А. Герасимова. С 1999 по 2005 годы – директор программ, председатель отборочной комиссии МКФ в Москве.
Павел, в 90-е ваши переводы были очень популярны. Как вы вообще пришли к тому, чтобы стать переводчиком? Было это осознанное желание именно переводить или просто какой-то шаг в сторону кино, чтобы начать хоть с чего-то близкого кинематографу?
«Баллада о солдате» рождалась в репетиционном зале, в пронзительно-трепетном танцевальном дуэте влюбленных. Девушка—сама юность и нежность—силой своей любви заставляет ожить солдата, павшего на войне. И невозможно не верить в это чудо, воплощенное в пластике, словно слившейся с бессмертной музыкой Бетховена.
Прежде чем задать первый вопрос о картине Н. Михалкову-режиссеру, поздравляю Н. Михалкова-актера с победой в традиционном читательском конкурсе «Советского экрана» и прошу рассказать о роли Паратова, принесшей ему звание лучшего актера года, о своем сегодняшнем взгляде на нее и еще о том, как удается совмещать две совсем непростые профессии—режиссерскую и актерскую.
С Норманом Джуисоном мы встретились сразу же после показа его фильма «Русские идут, русские идут» в Центральном Доме кинематографистов.